Есть некоторые блогеры, которые утверждают, что апатрид это вольный человек. Согласно их воззрениям, а они отсылают нас к обычному праву, если каким то образом, человеку получилось отказаться от текущего гражданства и при этом не получать новое, то человек соответственно стал свободным с этого момента.
Но давайте разберемся и обратимся к римскому частному праву, как к кодифицированному обобщению обычного права и экстраполируем его на современные правоотношения. Согласно римскому праву, природа рабского статуса такова, что полномочий хозяина недостаточно для его перемены: объявление о свободе частным образом равносильно принятию на себя одностороннего обязательства воздержаться от дальнейших претензий на это лицо как раба. Такое состояние раба, объявленного в одностороннем порядке свободным, называется брошенный раб (derelictus). Менять статус раба на свободного, а под свободным человеком в римском праве понимается только гражданин Рима (то есть принадлежащий к правящему классу), можно только при содействии публичной власти. Для римского права свобода немыслима без римского гражданства. Были и другие частные случае освобождения рабов, например предоставление им статуса латинского гражданина, но так как такой вольноотпущенник не принадлежал к какой-либо латинской общине (peregrini) , такой статус просто выражал дефектность его положения в системе гражданских связей, при этом такие вольноотпущенники имели достаточный объем прав, чтобы отличать их от рабов.
Для того чтобы по праву назваться вольным человеком, нужно принадлежать к правящему классу, правящему сословию или правящей элите. Чтобы быть хотя бы полусвободным (peregrini), нужно также принадлежать к какой либо касте, общине, классу, имеющей схожие права с правящей элитой. Другими словами, чтобы быть свободным, вольным человеком в мирском понимании этого слова, нужно принадлежать к мировой правящей элите либо к их правящим вассалам. Все остальные состояния, это либо раб (гражданин) либо брошенный раб (апатрид). Есть еще более маргинальные варианты: например быть разбойником (вором в законе), или партизаном, но все партизанские движения так или иначе контролируются либо мировой элитой либо их вассалами. Варианта стать варваром уже нет, так как территория земли поделена между государствами. Вольных обществ типо казачества уже не существует, да и существовали ранее они скорее в форме вассальной зависимости. Когда служили какому-нибудь князю или боярину, то были свободным сословием, когда уходили от князя, объявлялись разбойниками. Таким образом апатрид (лицо без гражданства) не может называться вольным человеком согласно обычному праву, так как он не принадлежит к правящей мировой элите либо их вассалов.