Этот текст, посвященный «устройству» человека, я переписывал четыре раза и каждый раз сталкивался с тем, что каждый вариант описывал одну сторону проблемы хорошо, а другую плохо, и теперь, кажется, мне удалось найти более-менее адекватную форму подачи этого материала.
Читая этот текст у вас не выстроится четкая картина антропологи, ибо человек, как и Бог - это большая тайна, неподвластная грешному разуму. И если у вас будет «смазанное» представление со многими непонятками, то это нормально, это так и задумано. Цель моего текста дать не столько понять, сколько «прочувствовать» проблему, хотя все же некоторые четкие и конкретные моменты Библия нам даёт, и мы об этом скажем.
***
Если спросить любого не отмороженного человека об «устройстве» человека, то он скажет, что из тела и души. Некоторые добавят, что из тела и сознания или тела и духа. А ещё некоторые христиане скажут о тройственном составе человека: дух, душа и тело. После смерти тела остаётся безсмертная душа, которая куда-то отлетает. Другой скажет, что по смерти отлетает дух.
Термин «душа» вообще стал ключевым в христианстве и многих других религиях и учениях рассматривается как какая-то нематериальная сущность, которая безсмертна и которую нужно спасти.
Итак, давайте разбираться.
Об «устройстве» человека в Библии мы узнаем из трех основных тем: творение, смерть и воскресение. Самый известный рассказ о творении: «И создал (слепил) Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание ( נשׁמה нешама) жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).
Дух.
Что такое «дух»? Этот термин один из самый тяжелых для понимания, хотя это и не удивительно, потому что этот термин призван указывать на самое сложное для понимания человеческим, поврежденным грехом, разумом. Дух Бога, как это людям представить? Бог Сын – пришел в теле, и люди могли его осязать. Бог Отец, ну хотя-бы можно пытаться представить, люди слышали Его голос, люди знают, что Он творец, некоторые его действия и проявления люди могли видеть – так в виде тумана, или огня, или в виде какого-то чем-то похожего на человека существа. А как представить Св. Дух? А как насчет духа человека? Или ангельских духов?
В Библии есть два термина, которые используются для обозначения этого предельно необозначиваемого понятия «дух». Реже это более узкий термин נשׁמה нешама – дуновение в результате дыхания. И намного чаще это более широкий по значению רוּח руах – ветер, дуновение, воздух. Эти термины близки по смыслу и как правило используются как синонимы.
В подавляющем большинстве случаев эти термины употребляются либо в буквальном смысле – дыхание живого существа, либо в поэтическом, образном смысле – характер, настроение, психологическое состояние как человека, так и Бога (так в зависимости от настроения человек дышит по-разному, иногда тихо и легко, а иногда натужно и сбивчиво): «возмутился дух».
Однако в ряде случаев термин дух наделяют чертами, которые сложно связать с буквальным смыслом дыхания, дуновения или настроения.
Самое важное использование понятия «дух» - это знак, указывающий на особую личность Бога – Духа Божьего, Святого Духа: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4:24); «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий порхал над водою» (Быт.1:2);
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан.14:16,17); «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мар.13:11).
Через материальные знаки человеческого языка, (а иного и быть не может, ибо человек сильно зависит от материи после грехопадения), то есть знаки дуновения, дыхания, того которое дышит, порхает, - то есть знаками, указывающими на нематериальное («дух плоти и костей не имеет» (Лук 24:39) максимально неуловимое, Писание говорит нам о божественной личности и божественной частице. Чего-то тоньше, прозрачнее дуновения и дыхания в материальных знаках нельзя найти.
Так перед нами предстает что-то максимально нематериальное, максимально неосязаемое, но одновременно очень значимое и сильное. Дух Божий вездесущ и невидим, всесилен и неосязаем. Дух — это что-то супертонкое и нежное, но имеет огромную силу владычествовать.
Дух Божий может сойти на человека, например, пророка или святого: «и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них» (1Цар.10:10); «И Дух Божий облек Захарию» (2Пар.24:20).
Дух Божий может проникнуть и проживать в человеке: «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:4); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:17-19).
Кроме Духа Божьего есть и ангельские духи, как божьи, так и падшие: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс 103:4); «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:13,14); «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).
Но есть дух и у человека: «Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит» (Зах 12:1); «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор 2:10-11).
Видим аналогию Духа Бога и духа человека. Дух Бога не абстракция, а реальность самодостаточная, самостоятельная Личность. Но дух человека? Или тут имеется в виду дух как разум?
Понятие духа, и особенно духа человека, очень противоречиво, и это противоречие проявилось с древности: «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое» (Деян 23:8).
«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл 3:18-21)
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2:26). Это о дыхании или о духе как чем-то особом?
Так иногда дух связывают с сознанием, мудростью, умственной деятельностью человека и Бога: «Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня» (Иов 20:3); «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов 32:8); «и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх 31:3).
А вот Павел наоборот разделяет дух и ум: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор 14:14-15), и вводит понятие «дары духовные»: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор 12:1-11).
Проблема в том, что дух человека не тождественен человеческой личности (тогда как Св.Дух самодостаточная личность Бога). Человек телесный. Дух человека может отойти, но это не тождество человеку.
Также в Библии масса текстов у которых размыто понимание Духа Бога в человеке и духа человека, при чем не ясно что понимается под духом: Св. Дух или разум Бога и разум человека, например:
«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор 2:12-16);
Как видим дух человека (кроме понимания его как телесного дыхания) это сложное и неоднозначное понятие, но что же мы знаем о нем достоверного? -
1. Дух человека сродный духу Бога 2. Дух получен от Бога 3. Именно с духом как-то связаны разум, интеллект, сознание, творчество, совесть, любовь. 4. Дух человека может сродниться и злому духу. 5. Дух не ипостась человека и не самостоятельная личностная сущность, ибо человек также и тело - «прах».
Душа.
«и стал человек душею живою». А вот это словосочетание мы уже встречали до творения человека, в процессе творения животных, птиц и прочих гадов, которые также называются «душа живая». Вообще в описании творения жизнь животных всегда описана или подразумевается не просто как жизнь, а как «живая душа». И это не случайно: называние жизни животных как «живая душа», нам дано для того, чтобы мы могли отличить особую жизнь у человека (и Бога, ибо и Бог живой), и жизнь животных. Просто жизнь человека (как и Бога) сверхматериальная, непознаваемая, личностная характеристика. А вот «душа живая» – это чисто телесная, плотская характеристика, и тот факт, что она такая же, как и у животных, это говорит, что человек сродный этому миру, и более конкретно – животным. Эта сродность проявляется в том, что животные и человек имеют сходные по строению тела. Это второй, животный, на ступень низший уровень жизни. Но зачем Библия упоминает об этом низшем уровне жизни человека? Писание обращает наше внимание на двойственный характер жизни человека. Мы видим рассказ о двух уровнях жизни человека – о божественной – Личности, которую Бог дает человеку как частичку Себя, и жизни уровнем ниже – жизни телесной, материальной, мирской, сродной животным, да и вообще всем остальным видам жизни вплоть до базовой материи.
Вдумчивый читатель должен был бы задаться вопросом – как это живая душа может быть плотским явлением. Ведь безмертная душа не материальна, после смерти она куда-то улетает. А вот нет. Никуда душа не улетает, никакая это не эфирная сущность и конечно же душа не безсмертна. Душа может быть мертвой.
Термин душа, на иврите נֶ֥פֶשׁ нефеш (греч. Ψυχή, псюхе), очень часто используется в Библии. Его этимология от «дыхание», (то есть от живого состояния или настроения человека и животного) позволяет его часто использовать в поэтическом, переносном смысле. Так душа נֶ֥פֶשׁ может означать «человек», «живое существо», «жизнь», «жизненный путь», «психологическое состояние человека», и т.п. Термин «душа Моя» иногда использует Бог, говоря о Себе и Своем отношении к чему-то. В Евангелиях и в словах Христа термин «душа», Ψυχή, всегда без исключений используется как синоним термина «жизнь»: «кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу (жизнь) свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф.16:25); «И не бойтесь убивающих тело, души (жизнь) же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу (жизнь) и тело погубить в геенне» (Матф.10:28) – как мы покажем дальше, смерть и распад тела не означает гибели, прекращения жизни человека.
Однако Библия нередко использует термин душа и в прямом и очень определенном смысле. Термину душа נֶ֥פֶשׁ нефеш Библия дает очень четкое и исчерпывающее определение. Такое четкое определение не может касаться каких-то сверхматериальных понятий. И действительно: «кровь, в которой душа ваша» (Быт.9:5); «только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом» (Втор.12:23); «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови… ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев.17:10-14); и т.п.
Первые строки гимна современного Израиля «נֶפֶשׁ יְהוּדִי הוֹמִיָּה כָּל עוֹד בַּלֵּבָב פְּנִימָה» - «пока ещё внутри сердца бьется иудейская душа». В сердце может биться скорее кровь, а не какая-то отвлеченная «эфирная» сущность.
То есть в прямом смысле термин душа в Библии означает кровь, или кровообращение. Кровообращение может быть живым, то есть работающим, функционирующим и мертвым, не работающим. Да может быть мертвая душа. Именно это словосочетание נֶ֥פֶשׁ מֵ֖ת означает мертвое тело, труп, мертвец: «Кто прикоснется к мертвой душе какого-либо человека, нечист будет семь дней» (Чис.19:11).
Если у человека сильная кровопотеря он умрет: «Рахиль родила, и роды ее были трудны… И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони» (Быт.35:16-18). История процесса умирания Рахиль после родов показана как выход из нее души. Здесь явно подразумевается кровь, ибо процесс выхода души был постепенный, так что она имела время дать имя сыну, да и самая распространенная причина смерти после родов — это маточное кровотечение. Если бы душа вышла как «эфирная» сущность, то смерть бы наступила быстро.
То есть душа в прямом смысле этого термина, - это только о теле. Она никуда не может отлететь потому что это не самостоятельная сущность, а характеристика состояния тела. Вот что пишет Павел: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (Иуд.1:17-19). А вот что Яков: «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак.3:15). То есть Павел и Яков четко говорят, что душа это знак живого тела, земли, материи и душевный человек, это человек служащий материальному, телесному.
Таким образом душа по Библии это никакая не особая нематериальная безсмертная сущность, которая куда-то по смерти улетает, и которую нужно как-то спасать. Душа это физиологическое состояние, кровообращение, которое указывает на живое состояние тела человека или животного. Смерть тела — это прекращение этого кровообращения, в результате чего тело прекращает жить и начинает разлагаться.
***
Читая библейские сюжеты о творении, смерти и воскресении у читателя возникает соблазн рассматривать человека как совокупность его частей – тело, дух, душа. Тем более что вавилонские мировоззрения именно как совокупность частей, человека и рассматривают. Например, идея о трех/двух частном строении человека популярна и в язычестве, и в эзотерике, и в каббале, и в православии с католицизмом.
Сразу скажу, что все эти привычные до боли представления об устройстве человека являются сугубо языческими, вавилонскими и сильно противоречат Библии. Нет никаких особых отдельных сущностей тела, души, духа, сознания, интеллекта из которых как из запчастей потом собирается человек. Но Библия об этих понятиях зачем-то часто нам говорит. Что же это?
Писание дает нам два важнейших свидетельствах:
Во-первых. Человек создан по образу Бога, подобным Богу, но личность Бога ведь из частей не состоит. Бог цельный и прост. Ведь Писание нам много говорит о свойствах личности Бога, о том что Бог это три лица, Яхве это Элохим. Мы знаем, что Христос это и Бог и человек вполне.
Но о структуре, частях личности нет ни слова, наоборот буква и дух Писания говорят о цельности личности и о том, что природа, «структура» личности непознаваема. Как непознаваема сердцевина, суть личности Бога, так и непознаваемо подобие Бога – личность человека.
Во-вторых, кода мы говорим о смерти человека, мы совсем не говорим о том, что человек как личность при этом исчезает. Более того, не смотря на смерть, человек всегда жив - у Бога все живы: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мар.12:26,27). Человек мертв в этом мире, но жив у Бога и через определенное время воскреснет в мире. То есть и смерть в мире она временная.
«И создал (слепил) Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).
В этом стихе заложены важнейшие смыслы. Стих состоит из трех частей: 1) Бог слепил человека; 2) Бог вдохнул в его ноздри дыхание жизни; 3) человек в результате этого также стал «душею живою». Исходя из текстов и контекстов Библии, Бог через Дыхание Свое или Дух Свой наделил человека характеристикой «душа живая». Что тут понимается под термином «дух» или дыхание нам до конца не ясно. Но это что-то божественное, благодаря чему человек получает личностные черты.
Бог создал человека из праха земного, то есть из материи. Бог взял, как-то непонятно для нас, вылепил человека и вот он человек есть. Тут не сказано, что вылепил тело или плоть из материи, а сказано, что вылепил человека. И чтобы мы не сомневались, что это какие-то якобы отвлеченные абстракции, слово «человек» тут с определенным артиклем הָֽאָדָ֗ם, то есть речь идет о конкретном человеке, конкретной личности. То есть вот, актом созидания Яхве Элохим создал человека. Позднее, когда человек согрешит, Бог Адаму скажет: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), то есть подтвердит, что человек сделан из материи.
Вот Адам создан, он из материи. Вот он весь, ему уже ничего не нужно доделывать. Но Библия дает нам рассказ дальше: «и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Тут важно обратить внимание на отличие в творении животных и человека. Ведь в этом стихе слово жизнь упомянуто два раза: жизнь от Дыхания (или как в других стихах Библии - Духа) Божьего, и «душа живая».
Жизнь, как мы уже писали, это характеристика Бога. В Библии часто упоминается что Бог живой: «жив Бог» (Иов.27:2-4). Жизнь имеет разные уровни. Одни уровни жизни – это жизнь, заложенная в творение автоматически, другие уровни жизни делает Бог. А вот жизнь человека особая. Это тот же уровень жизни, которой жив Сам Бог. Поэтому эта жизнь «вдыхается» в человека Богом, собственно это и есть наделение человека личностным потенциалом к богоподобию (которое вполне можно будет достичь благодаря принятию Воплощения Христа). То есть через вдыхание Духа Бога, человеку присваивается личность, потенциально подобная Божией. Это один, наивысший (до воплощения Христа) уровень жизни.
Однако нам теперь следует разобраться что же собой представляют эти якобы «части» строения человека: тело, дух, душа и т.д. Сначала вспомним, что в книге Бытия дана следующая последовательность творения: «И создал (слепил) Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).
Но действительно ли мы имеем дело с последовательностью событий одно за другим: человек из праха, дыхание жизни, душа живая? Книга Иова описывает творение человека немного иначе: «Или ты, взяв земли грязь, вылепил живое существо (ζῷον), и наделенного речью его, ты поставил на земле?» (Иов 38:14 LXX). То есть указаны те же аспекты творения человека что и в Бытии, но вот последовательность у них иная.
Тут Бог лепит человека из земной грязи (мокрого праха или глины), он есть живое существо, аналогичное животным (ζῷον), то есть «душа живая», а уже потом записано что человек наделен речью. В книге Иова разум и речь человека суть от духа и дыхания Бога: «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов 32:8); «Упрек, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня» (Иов 20:3). То есть согласно Иову, сначала лепка из земли, потом душа живая как результат этой лепки, а потом и одухотворение. Что же это может значить?
Обратим внимание, что в процессе творения описанного и в Бытии, и у Иова нет упоминания тела или плоти. Тело подразумевается тем, что человек создан из материи и что у него «душа живая», то есть кровеносная система работает. Но прямо не упоминается. По сути говорится о человеке как живом существе подобном животным, но наделённым ещё чем-то. То есть при описании творения, если употреблять понятие «части», то человек описан именно как двухчастный.
Безусловно Библия знает и о теле человека: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес 5:23). Но в описании творения тело прямо как раз не упоминается. Говоря о творении из материи Писание нам подчеркивает, что творится, да и тело также, но одновременно что-то большее чем тело. Бог говорит согрешившему Адаму – «ты прах». Бог обращается к праху, к плоти «ты» как к личности.
Книга Иова даёт нам важный акцент на том, что человек создан цельным как существо и не как конструктор из запчастей: Бог лепит человека как живое существо. Вот он человек, а не показываются какие-то этапы, когда его собирают как механизм по частям.
Так что сам по себе порядок творения «составных частей» человека – тела, души, духа не имеет принципиального значения. Если бы это были действительно самостоятельные части человека, то да, - но как мы уже выяснили, ни душа живая, ни дух, ни тело не являются самостоятельными сущностями в человеке, а значит и порядок их возникновения тоже не имеет значения. Только человек как личность является сущностью, у которой нет никаких самостоятельных «составных частей».
Также обратим внимание на смерть и воскресение. Библия так описывает смерть:
«в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19)
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл 12:7).
«Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лук 23:46).
Библия дает определение смерти как распад человеческого тела в прах и возвращение Богом данного человеку духа назад к Богу. Мы уже говорили, что у человека два уровня жизни. Жизнь божественная, и жизнь телесная, «душа живая». Смерть временно приостанавливает жизнь телесную - «душа живая», но жизнь божественная смерти не подвластна вообще. Жизнь человека, в отличии от другого творения не заканчивается со смертью души тела, то есть с прекращением физиологического процесса.
Жизнь не противоположна смерти. Жизнь — это базовая характеристика человека, которая всегда с ним. А смерть — это временный распад тела человека и отход его духа. Смерть противоположна не жизни, ибо жизнь божественна (и ей нет противоположностей), но воскресению. И по смерти человек жив.
Теперь посмотрим, как Библия описывает процесс противоположный смерти – воскресение:
«наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Иоан.5:25)
«И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь» (Иез.37:3-14)
Четко видима обратная смерти последовательность событий: процесс обратный разложению трупа (кости, мясо, жилы, кожа) а потом Бог вкладывает в человека свой дух. Что тут точно понимается под термином «дух» нам не ясно. Но это что-то божественное, благодаря чему человек есть личность. Ведь в тело входит не какой-то общий, абстрактный дух. Но дух, который оживляет конкретные личности. Иезекииль описывает ведь не рождение, не творение новых людей, но оживление, восстановление, конкретных личностей, которые раньше жили и умерли: Авраама, Исаака, Якова и всех остальных.
***
Итак, имеем следующие противоречия и затруднения:
Человек создан из материи и стает личностью благодаря духу от Бога, при чем мы четко не может определить, что понимается в этом контексте под понятием «дух». Также дух оживляет и само тело человека как организм.
В результате смерти, дух отходит к Богу, а тело истлевает. Душа, как мы уже выяснили, никуда не отлетает, ибо душа это чисто физиологическая характеристика организма животного и человека. (Душа отлететь или реинкарнировать может только в вавилонском мировоззрении). По смерти в мире человека нет, но человек как личность все равно как-то жив, ибо не может умереть, исчезнуть хотя-бы потому, что богоподобная личность безсмертна.
Тогда может предположить, что именно в духе, который дан Богом и состоит личность человека, тем более что Писание прямо связывает многие черты личности – интеллект, сознание, характер с духом? И действительно такие идеи популярны как у христиан, так и у язычников. Но нет, так нельзя сказать, ведь тело – тоже неотъемлемая часть божественной личности человека. Во-первых, «ты прах», а во-вторых тело настолько важно, что для спасения человека сам Бог принял человеческое тело, и не просто принял человеческое тело, но стал вполне человеком. Но конечно же хоть и «ты прах», но человека, как мы уже выше указали, нельзя уравнять и с его телом.
Какая-то безсмысленность. Человек вроде — это прах, тело? Но без духа он мертв. Может человек — это дух, только дополнительно облеченный в тело? Нет, в духе человек не «умещается».
Тогда выходит человек — это тело, душа, дух вместе. Да – потому что именно в таком «составе» человек и творился Богом. Но и одновременно нет, ведь человек не исчезает с распадом тела, смертью души и отходом духа.
Наконец цель человеческой жизни, особенно с принятием богочеловечества Христа – это обожение, максимальное соединение с Богом. Но при этом человек в Боге не растворяется (как в некоторых вавилонских учениях) но сохраняет свою личность.
Тут мы сталкиваемся с типичными противоречиями и алогизмами, с которыми мы не раз сталкивались при изучении теологии. Бог Яхве един, но Элохим – множество; Отец, Сын, Св. Дух одно целое, но при этом они полностью отдельные и самостоятельные личности. Христос и Бог и человек одновременно. Тут человеческий грешный разум, основанный на зависимой от материи вавилонской логике безсилен.
Аналогичная проблема и при изучении человека. Человек подобен Богу и его также нельзя обрисовать с логической достоверностью: выше мы описали только часть из непоняток и противоречий библейской антропологии.
Тогда вообще, о чем идет речь, когда нам говорится о теле (и его состоянии – душе живой) и духе в процессе творения, смерти и воскресения? Библия указывает нам путь как действовать.
***
Как я уже неоднократно говорил, библейская мысль при описании таких сложностей как Бог или человек действует иначе чем привычное нам вавилонское, матричное мышление.
Матричная мысль пытается схватить тот или иной смысл, зафиксировать его и что называется отлить в бронзе, сделав модель или идол того или иного смысла.
Библейская мысль не стремится схватить и тем более сделать материальный идол какого-то смысла, но с разных сторон используя поэтические приемы как бы скользит по этому смыслу, показывая необходимые для нас те или иные его аспекты. Таким образом мы с одной стороны получаем необходимые знания, в с другой – не скатываемся в грубое материалистическое моделирование.
Напомню, что вавилонское матричное мышление по сути своей материальное. Оно очень хорошо работает при изучении материальных объектов, то есть тех, которые можно так или иначе осязать: увидеть, услышать, пощупать, понюхать, попробовать на вкус. И для этой цели вполне его эффективно использовать. Беда в том, что при попытке изучения нематериальных объектов – которых нельзя увидеть или понюхать, этот метод приводит к тому, что человек начинает создавать материальную модель нематериального объекта изучения, которую хотя бы в представлении можно воображаемо увидеть или услышать. Та же философия, которая изучает самые что ни на есть нематериальные вопросы, в конце концов строит умозрительные оптические модели.
Вот, например, зоолог изучает животное. Он применяет материалистическое моделирование, используя типичные материалистическое методы анализ и синтез. Анализом он разделяет феномен животного на его анатомию, поведение, питание, размножение, и т.д.
А потом сделав модели строения тела, питания, поведения сводит их воедино и получается, например, статья в Википедии.
Аналогично пытаются подойти и к человеку, развивая антропологию. Поначалу всё идёт хорошо. Разрезают труп, измеряют череп, исследуют диету, размножение. Но при попытке объяснить поведение натыкаются на то, что никакими моделями нельзя описать это поведение, ведь человек в отличии от животного может вести себя неестественно. Медведь всю осень жрет, а зимой спит. Если медведь здоровый и столкнется с готовой спариваться медведицей он ее непременно трахнет. И по-другому быть не может, по-другому он погибнет или это не медведь, а кто-то другой.
С человеком же все иначе. Медведь ведёт себя естественно, по своей природе, и никак иначе, а вот человек может и нередко ведёт себя неестественно. Так человек может ограничивать себя в пище и при том не по медицинским (диета) а по каким-то иным (например, пост) соображениям. Мужчина даже, имея все для этого необходимые возможности и ресурсы может по каким-то причинам ограничивать свою половую жизнь (воздержание, девство). Более того человек, например, может вполне сознательно, но без материально объяснимых причин (например, защита потомства) пожертвовать своим здоровьем и жизнью. Такого за медведями не водится. Но это все неестественные аспекты жизни человека. А ещё есть и сверхъестественные по моменты. Медведь ходит по земле, немного плавает и лазает по деревьях. Но глубокого нырять или летать - это для медведя сверхъестественно. А вот для человека это нормально. Его тело не приспособлено для полетов, но человек нашел способ к сверхъестественной активности и летает на самолётах. Но в редких случаях человек может выходить на границы возможностей тела и законов природы. Так некоторые люди духовными практиками добились того, что могут подниматься в воздух или ходить по воде без помощи техники.
Так где границы человеческой природы? У медведя они четкие и ясные. А у человека? Как объяснить неестественное и тем более сверхъестественное в человеке? Тут мы выходим за рамки эффективности материального мышления. Конечно найдется глупый или нечестный исследователь, который будет либо игнорировать неестественные феномены, или же придумывать идиотские теории их объяснения типа марксизма или фрейдизма. Но честный исследователь просто разведет руками и скажет, что наука тут безсильна.
Ответ на эти вопросы даёт религия, в частности Библия. Эта книга рассказывает об особых существах, которые имеют уникальную черту – личность, которая включает в себя ряд важнейших, но при том непонятных для материалистического мышления характеристики: любовь, свобода, творчество, интеллект, знание и сознание и т.д.
При чем Библия понимает, что человеческое мышление повреждено грехом и склонно все материализовать. Поэтому Библия использует материализованное мышление и язык человека, однако так их модифицирует, что это позволяет избежать ловушек материализма и если не полностью, то частично понять главные загадки сущего: Бога, человека, смысла, цели, свободы, любви и т.д.
Кратко говоря, это делается рядом методов:
1.Личностный подход, когда реальность — это результат действий и взаимодействий личностей, а не каких-то слепых законов мироздания.
2.При описании нематериального, Библия избегает схватывания, фиксации, анализа, синтеза и тем более моделирования реальности, но подходя с разных сторон, используя поэзию, метафоры, намеки, знаки, не пытаясь схватить, разрезать и проникнуть в глубину (ибо это нашему разуму не подвластно и приведет лишь к вульгарным материальным моделям). Библейская мысль лишь касается края, скользит, рикошетит с разных сторон под разным углом, в разном свете. Каждое такое касание и точка зрения даёт нам крупицу знания, об объекте, а совокупность всех крупиц даёт нам не исчерпывающее объяснение и не всю картину, но необходимый набор знаний. Поэтому третья характеристика библейской мысли такова, что
3.Библия знает границы нашего адекватного понимания и одновременно с этим знает сколько знаний о нематериальном нам необходимо дать для формирования необходимого для спасения и приближения к Богу мировоззрения. Библия смогла с помощью своего языка и подхода дать нам необходимые знания при том, не переходя границ понимания нашим грешным умом.
Сразу скажу - это сложно. Изучать Библию это целый подвиг, ведь нужно перестроить себя на ее язык и постоянно контролируя себя не соблазниться использовать вавилонский разум для этого.
Но вернёмся к библейской антропологии. К сожалению, многие христианские течения решили упростить себе жизнь и используя матричную греческую философию построили четкие антропологические модели. Но простота, как известно, хуже воровства. Упрощённое материалистическое понимание человека приводит в конечном счёте к когнитивному диссонансу. С одной стороны, говорится что человек богоподобный, а с другой представляют нам его конструкцию подобно конструкции автомобиля. Таким образом получается и просто заблуждение, которое мешает построению библейского мировоззрения, и что страшнее - хула на Бога через примитивизацию Его образа и подобия. Человек – большая тайна, по сложности и глубине близкая к Богу, и рассматривать ее как сумму каких-то элементов просто кощунство. Поэтому мы в нашем исследовании попытаемся не строить рациональные конструкции, а проскользнуть вслед за библейской мыслию.
***
Чтобы избежать конструкционного подхода к человеку, и чтобы понять какую роль играют в человеке его тело, душа и дух, мы пойдем другим путем. Мы вносим идею рассматривать эти и многие другие якобы «части» человека как аспекты, черты, характеристики, иллюстрации богоподобной человеческой личности.
В первую очередь мы должны обратить внимание, что в Библии речь идет о двух главных аспектах человека, которые в Писании представлены различными вариациями рассказов о теле, душе, духе, плоти, прахе земном и т.п.
Человек по Библии — это переходное звено, «интеркосм» между двумя реальностями или грубо говоря «космосами»: Богом и миром. От мира у человека живое материальное тело - «душа живая», от Бога - дух. Все эти рассказы о духе и теле лишь иллюстрация человека как связующего звена между Богом и материальным миром. Ни дух, ни тело, ни «душа» не являются частями человека, но лишь его характеристиками. Живое тело из праха земного говорит о том, что человек имеет от мира в своей природе, дух - что имеет от Бога. При чем и жизнь божественная, и жизнь телесная, мирская «душа живая», это не части, но далеко всё не исчерпывающие характеристики цельного, прОстого, богоподобного человека.
Это все также и ответ на вопрос - можно ли оцифровать человека, можно ли загрузить его сознание, можно ли делать пересадку сознания, возможен ли искусственный интеллект и т.п.
С вавилонский точки зрения человек — это материальный конструкт, который можно моделировать, имитировать, собирать и разбирать как механизм. Поэтому вполне логично желание вавилонщиков оцифровать человека как какую-то машину и тем более создать машину превосходящую человеческий разум.
Но согласно Писанию человек по своей непознаваемости и сложности близок к Богу, и превосходит всю вселенную в безконечное количество раз. И никакие жалкие компьютеры с алгоритмами не смогут и близко смоделировать человека. За ширмой в виде компьютеров могут прятаться и прячутся сам дьявол и его земные слуги, которые могут создавать видимость того-же искусственного интеллекта, предлагая людям чуть ли не божественное поклонение этому криптосатанинскому алгоритму.