Самая сложная и противоречивая часть Апокалипсиса это 13 глава:
«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр.13:1-18)
Проблема состоит в том, что многочисленные волки в овечьих шкурах всячески вымазывают и искажают в христианстве истинное представление о дьяволе. Среди многих протестантов, а особенно среди высших клириков православных и католиков, популярно мнение что дьявола вообще не существует. Понятно, что в этом контексте возникают дополнительные трудности в толковании Апокалипсиса.
Итак, Иоанн упоминает о двух зверях.
Первый зверь морской, это двойной символ: это дьявол и дьявольское государство, второй зверь - из земли, это явная человеческая личность.
Другой зверь восходящий из земли ἄλλο θηρίον ἀναβαι̃νον ἐκ τη̃ς γη̃ς, это повторение той же формулы что и при описании сотворения человека в Септуагинте: человека, пыль от земли (так перевели еврейское «афар мин адама» עָפָר֙ מִן־ הָ֣אֲדָמָ֔ה) τὸν ἄνθρωπον χου̃ν ἀπὸ τη̃ς γη̃ς. В греческом языке почва и земля как земля это одно слово – γη̃. При чем в рассказе о творении и о втором звере идет речь о Земле как Земле, с определенным артиклем. То есть второй зверь из земли – это человек из плоти.
Кроме того, второй зверь имел рога как бы агнчие. Агнец – это однозначный символ конкретной личности Бога и Человека - Христа, то и второй зверь будет личностью человеческой, при чем в чем-то подражающий Христу, однако вдохновленный дьяволом, он соблазняет народы поклоняться первому Зверю и дьяволу. Далее в Откровении в сравнении с дьяволом-драконом и зверем, второго зверя называют лжепророком. Существует традиция отождествления второго зверя с Антихристом.
Однако с первым зверем разобраться намного сложнее. Символика зверя и символика рога – это символы власти и силы. Если посмотреть использование этих символов в Ветхом завете, то видно, что зверь – это может быть и царство, государство и личность конкретного царя. Рог – это часто царь. При чем есть вариант (у Даниила) описания зверя с рогами, как царства из которого восстанут другие цари.
Море же символ дьявольских сил, и морской зверь, и у Иова, и у Ионы – это дьявол.
В 13 главе имеем описание зверя из моря с головами и рогами. Сначала это более похоже на царство. И дано было царству власть от дракона-дьявола. Однако далее и в 13 главе и особенно в 16, 19, 20 главах первый зверь вместе с дьяволом-драконом и вторым зверем-лжепророком это личности: «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам» (Откр.16:13); «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр.19:20); «а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10).
Еще одна сложность символики Зверя – это его рана. В начале 13 главы говорится, что одна из голов его была «поражена на смерть», но потом удар смерти ее (или его, в греческом ее и его это одно слово αὐτου̃) был исцелен: καὶ μίαν ἐκ τω̃ν κεφαλω̃ν αὐτου̃ ὡς ἐσφαγμένην εἰς θάνατον καὶ ἡ πληγὴ του̃ θανάτου αὐτου̃ ἐθεραπεύθη. И дальше «которому был исцелен удар смерти его» οὑ̃ ἐθεραπεύθη ἡ πληγὴ του̃ θανάτου αὐτου̃.
И в третий раз упоминается о ране зверя: «Изображение зверю, который имеет удар меча и ожил» εἰκόνα τω̨̃ θηρίω̨ ὃς ἔχει τὴν πληγὴν τη̃ς μαχαίρης καὶ ἔζησεν
Что это за смертельный удар зверю? Это удар личности царя, иди удар царству, или удар дьяволу? Кто нанес этот удар? Кто исцелил зверя? И зачем Иоанн аж три раза на этом делает ударение?
Дьявол поражается только в голову. Об этом было пророчество Еве о ее потомке - Христе который поразит Змея в голову, об этом говорит и псалмопевец о: «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни». (Пс.73:13,14) Вся христианская культура нам говорит, что Христос-Бог своим Воскресением сокрушил голову Змия.
Исайя уточняет, что произойдет в результате прихода (хотя не совсем понятно какого прихода - первого или второго) Мессии: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана (לִוְיָתָן֙, δράκον), змея прямо бегущего (прич. от בָּרַח «убегать, бегать, уходить, прямо проходить»), и левиафана (לִוְיָתָן֙, δράκον), змея изгибающегося (עֲקַלָּת֑וֹן), и убьет чудовище (תַּנִּ֖ין, δράκον) морское» (Ис.27:1)
«Чудовище морское» (הַתַּנִּ֖ין, δράκον), это в Библии «дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр.12:9) Море – это синоним адской бездны, места обиталища злых сил. Также в библейской символике Левиафан (לִוְיָתָן֙), дословно «вьющийся», морское чудовище, синоним הַתַּנִּ֖ין, δράκον, и часто на греческий Левиафан переводится как дракон. Левиафан — это также один из символов дьявола.
Однако внимательно читаем что пишет Исайя. Яхве поражает двух левиафанов и одного танина, при чем левиафаны отличаются один от второго. С другой стороны, мы знаем, что и левиафан, и танин – это термины, обозначающие Сатана, и в греческом переводе их как правило переводят одним и тем же словом δράκον.
То есть по смыслу в этих дьявольских силах есть что-то общее, общая основа, но при том эта сила по-разному себя проявляет. Так имеем левиафана (לִוְיָתָן֙, δράκον), змея изгибающегося (עֲקַלָּת֑וֹן). Сам левиафан дословно переводится как «вьющийся». А тут Исайя пишет о «вьющемся змее изгибающемся», масло масленое. Зачем эта тавтология? Чтобы оттенить другого левиафана (לִוְיָתָן֙, δράκον), змея прямо бегущего (прич. от בָּרַח). Слово בָּרַח почти всегда обозначает «убегать, бегать, разбегаться, уходить» и всегда относится к людям. Если в Библии хотят написать о том, как бегают или разбегаются животные, то используют для этого другие слова. Но два раза это слово употребляется в значении близком к «ровно проходить»: «а внутренний шест будет проходить בָּרַח по средине брусьев от одного конца до другого» (Исх.26:28).
То есть на фоне левиафана извивающегося, есть и левиафан, который бегает как человек, при том ровно. То есть скорее всего речь идет о человекоподобном левиафане. Это неплохо коррелирует с описанием зверей и дракона в 13 главе откровения. Там тоже на землю из адских морских глубин приходят два зверя. Зверь первый, и явно человек подражающий Христу – зверь другой. И это закономерно породило предположение, что у Исайи идет речь о двух зверях Апокалипсиса, об извивающемся и его лжепророке, Антихристе, звере прямоходящем, человекоподобном.
Однако все сложнее и не так однозначно. И у Исайи, и у Иоанна все-таки идет речь о трех личностях-инкарнациях дьявола. По сути мы имеем дьявольскую пародию на Троицу. У дьявольской троицы есть что-то общее, общая «природа» и разные личностные проявления. У Исайи есть просто чудовище, «танин морской», без каких-то описаний его внешности, и есть левиафаны, которые как раз имеют внешность (похожи на извивающихся змеев) при чем есть левиафан змей изгибающийся (а как известно именно этот змей и искусил Еву и за это он был обречен ползать на брюхе по земле) и левиафан человекоподобный «прямоходячий». То есть мы имеем намек на дьявола как просто ангела падшего, дьявола как змея вьющегося и дьявола как человека.
Особенно это хорошо видно у Иоанна. Там речь идет:
А. о драконе-дьяволе как ангельской, духовной сущности,
Б. о первом звере как уже земной инкарнации дьявола (зверь из ада-моря выходит на землю) в виде личности земной которую можно, кстати, изобразить (какая это личность мы не знаем, на что она похожа – на животное, инопланетянина или еще на кого, тоже не знаем),
В. о втором звере, инкарнации в виде человека
«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть». (Откр.13:1,2)
Каков тут символизм? Зверь с рогами и звероподобными частями – это аналог зверя у Даниила. Это все лев, медведь, и т.д. - символы дьявола. Море – символ вместилища адских сил. А песок морской – это граница которую Бог положил для ада и земли. Но что-то изменилось и зверь эту границе перейти смог. До того зверь правил миром духовно, через влияние на людей и искушении их ко греху, но сам он вторгаться в жизнь непосредственно не мог, ибо имел ограничение. Цитируем Авдеенка: «Итак, не движение водной стихии, но некое движение, желание ангела Денницы было заграждено Богом с той тщательностью, которая нужна для собирания воды. То есть, желание Денницы было ограждено некой чертой. Слово «черта» и слово «устав» - это одно и то же слово в еврейском языке. Вот, например, у Иеремии, та же самая мысль об укрощении сатаны как морской стихии: «я положил песок границы моря, устав вечный, и море не перейдёт его, и возмущаются волны его друг на друга и не возмогают. И они шумят и не перейдут черты».
Но теперь ограничение почему-то не сработало. Почему? – «И увидел я одну из голов его, как закланную в смерть, и язва смерти его была уврачевана». Уврачевана («етерапеуте») то есть, последнее слово говорит, что зверь подвергся терапии. Прошло какое-то значительно время, вот, это от Воскресения до выхода зверя из моря на этой земле жили терапевты дьявола, получается, которые врачевали, врачевали, врачевали до тех пор, пока не уврачевали пораженную голову, и он из моря не вышел. Когда говорят «адвокат дьявола» - не страшно, а помыслишь «терапевты дьявола», это страшно, потому что это уже практика, а «адвокат дьявола» это игра, а терапевты дьявола это мистики. Ну вот, когда глава его была уврачевана терапевтами этими, зверь больше не прячется, выходит, вступает в брань, побеждает, получает власть. Зверя, что вышел из бездны моря, встречают на земле. Его уже встречают, там всё готово для него, там его союзник и слуга — другой зверь»
В 17 главе есть описание зверя также: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр.17:3). «И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии». (Откр.17:7-17)
Тут следует остановиться. Откровение подчеркивает следующую характеристику Зверя: «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель».
В Евангелии от Иоанна трижды упоминается название дьявола как «князь мира сего» в синодальном переводе. «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Иоан.12:31): «νυ̃ν κρίσις ἐστὶν του̃ κόσμου τούτου νυ̃ν ὁ ἄρχων του̃ κόσμου τούτου ἐκβληθήσεται ἔξω». ὁ ἄρχων του̃ κόσμου τούτου – князь мира сего переведено и хорошо и не совсем. Нам нужно помнить, что термин «космос» в греческом языке шире и глубже чем в нашем «мир». Космос происходит от космо – красивый, красота (отсюда косметика). Позже, под влиянием проникновения вавилонской эзотерики в Грецию (через, например, Пифагора), которая пытается описать мир в цифровых и понятийных уравнениях, в понятие космо вносится смысл упорядоченности. Само слово космос в античности понимали и как мир, и как космическое пространство, и в целом как вселенная, вселенная красивая и упорядоченная (противоположность хаосу). Слово же ἄρχων, архон (от слова архэ - начало) – это руководитель, царь, владыка, тот кто начальствует.
Учитывая масштабность повествования, наиболее точно ἄρχων του̃ κόσμου τούτου, архон этого космоса можно перевести как «владыка этого вселенского порядка». Уточняется что мир именно этот, поскольку Христом будет создан новый мир, более того «новые Небеса и новая земля» после конца мира этого.
В Библии, как минимум дважды дьявол говорит, что он владыка мира. Когда искушал Христа в пустыне: «и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лук.4:6-8). И Господь не обвиняет дьявола в самозванстве, фактически соглашаясь с его властью над вселенной.
И у Иова имеем подобное (приводим греческий текст как боле полный чем еврейский): «καὶ εἰ̃πεν ὁ κύριος τω̨̃ διαβόλω̨ πόθεν παραγέγονας καὶ ἀποκριθεὶς ὁ διάβολος τω̨̃ κυρίω̨ εἰ̃πεν περιελθὼν τὴν γη̃ν καὶ ἐμπεριπατήσας τὴν ὑπ' οὐρανὸν πάρειμι» (Иов.1:7) – И сказал Господь дьяволу – откуда пришел? И ответил дьявол Господу сказав: «Обошел землю и прогулявшись под Небесами (в поднебесной), - вот я тут». Понятие «обойти землю» в Библии значит, что таким образом засвидетельствовать свою власть и собственность на какую-то землю. Авраам обошел все Палестину как знак того, что Бог даст ее потомкам Авраама во владение. И дьявол заявляет о своих правах на землю. Однако не только на землю – в книге Еноха рассказывается, что духи погибших нефилим поселятся не будут допущены на Небеса и останутся в нашей вселенной и будет называться «злыми духами». Их место обитания станет «воздух», Поднебесная. И дьявол получает власть и над ними. Поэтому Павел называет дьявола «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2) и утверждает, что: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12)
Бог в разговоре с Сатаном не отрицает его власть над вселенной, но только указывает что его власть не абсолютна, поскольку на земле есть люди верные Богу, например, Иов.
Как известно в первый день творения Бог сотворил Небеса, мир ангельский и землю – собственно видимую нам Вселенную. Землю от мира ангельского отделяет специфическая и во многом таинственная «небесная твердь», которая нам визуально видима в виде небосвода со светилами и звездами. Пространство между собственно нашей твердой землей и небесной твердью заполнено воздухом и называется часто «поднебесная». Звезды же на небе обозначают нам ангелов (см. подробнее символизм Ориона).
После сотворения вселенной и небес, на небесах случился бунт. Один из архангелов восстал против Бога: «вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю…. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:3-9) Как пишет Исайя красивейшая из звезд – Денница, Люцифер, Венера-Иштар упала на землю: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис.14:12)
Таким образом дьявол и его слуги изгнаны с мира ангельского – Небес на землю. Более того, Господь определил для дьявола пределы - например форму существования на земле. О природе этой формы, телесная ли она или плотская мы точно не знаем, но эта форма очень четкая. Однако дьявол, как свободная безсмертная личность, созданная Богом, получил определенное место своего пребывания, где он «может быть самим собой». Это мир дольный, Преисподняя, Ад с дном – Аид, Шеол и ад бездонный - Аввадон. Эти дьявольские вотчины в Библии часто символизируются как пустыня или море, морские глубины. В Аду дьявол свободен, на Небеса его не пускают, а на землю к человеку он имеет доступ, но определенным способом ограниченный. «Я заградил море вратами, когда оно рвалось исходя из чрева матери своей. Я положил ему облако в акут, мглою же его спеленал, положил ему пределы, обложив кругом затворы и врата, рек же ему: до сего дойдёшь и не перейдёшь, но в тебе самом сокрушатся волны твои» (Иов.38:8-11)
Так Откровение пишет: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (Откр.12:13) Здесь речь идет о том, что, попав на землю, дьявол начал преследовать и искушать чтобы погубить верных Богу людей. Так Сатан искусил Адама и Еву, потом Каина, потом искушал всех и вся, вплоть до того, что дерзал искушать самого Христа.
Искусив человека, который изначально был определен Богом как владыка вселенной, дьявол получил доступ к управлению всей вселенной. Однако нужно понимать, что безчинству дьявола Бог наложил ограничения – порядок, чин. «ἑωσφόρος δὲ εἰ̃δεν τὴν ἑαυτου̃ τάξιν» (Иов.38:12) – «Люцифер узрел (знает) свой чин». Так, например, являться человеку он мог только как змий. При чем до того, как он искусил Еву, змий был с ногами, а после – Бог забрал у змея ноги, и он был обречень ползать на брюхе, «виться», отсюда одно их имен дьявола – вьющийся, левьятан-левиафан.
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:14,15)
После Бог ограничил дьявола в отношениях с человеком, оформив их в виде вражды. Дьявол хоть и имеет возможность искушать человека земным (кусать в пяту – самую близкую к земле часть тела), но и человек получил возможность поражать дьявола в голову – методом духовной брани.
Однако, поскольку весь мир заболел грехом, грешили все, то дьявол хоть и ползающий в прахе, получил над вселенной колоссальную власть, что его назвали владыкой вселенной.
В конце концов Христос поразил дьявола в голову нанеся ему смертельную духовную рану и еще больше ограничив, и ослабив его: князь мира сего осужден» (Иоан.16:11); «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан.12:31) «Сатан побежден смертью Иисуса: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). В каком смысле Он отнял силы у «начальств и властей» сатаны? Сатана до сих пор ослепляет умы (2 Кор. 4:4) и искушает (1 Фес. 3:5), и прельщает (Отк. 20:3), и ввергает в темницу (Отк. 2:10), и уловляет (2 Тим. 2:26), и измождает плоть (1 Кор. 5:5). Он совсем не выглядит лишенным силы и уничтоженным. Как же тогда смерть Христа лишила его силы?
Во-первых, смерть Иисуса аннулировала убийственное действие греха для всех, кто верит во Христа. Оружие греха и вины, которые разрушают душу, было отобрано из рук сатаны. У него отнята единственная сила, которая может вынести нам смертный приговор – непрощенный грех. Мы видим это в Первом послании к Коринфянам 15:55–57: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом». Почему грех – жало смерти? Потому что только непрощенный грех может вынести смертный приговор душе и открыть дверь в ад, а не в рай. «Благодарение Богу, – говорит Павел, – даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом».
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет. 3:18). Если наши грехи были прощены ради Христа, у сатаны нет больше против нас убийственной силы. Он может причинить нам боль. Он может даже убить нас, но он не может осудить нас. Вот что имелось в виду в Послании к Евреям 2:14, когда там говорилось, что Своей смертью Христос «лишил силы имеющего державу смерти». У сатаны была «держава смерти» в том смысле, что он владел жалом смерти. Но теперь кровью Христа наши грехи прощены, и сила сатаны, которая разрушает души, аннулирована для всех, кто во Христе. Теперь нет осуждения ни от сатаны, ни от кого бы то ни было.
Во-вторых, у сатаны было отнято оружие закона. Это снова можно увидеть в словах: «Жало же смерти – грех; а сила греха – закон» (1 Кор. 15:56). Грех – это жало смерти, потому что закон устанавливает вечное наказание за грех. «Ибо возмездие за грех – (вечная) смерть» (Рим. 6:23). Но когда умер Христос, наш прекрасный Заместитель, Павел говорит, что Бог «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его из среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:14). Таким образом, у сатаны было отнято оружие закона. Он не может воспользоваться им, чтобы вынести смертный приговор Божьим людям»
Таким образом Сатан хоть и сохранил большое влияние на Вселенную, но он потерял монополию на власть. Теперь всякий уверовавший во Христа избавляется от власти дьявола.
Проигравший битву с Христом и смертельно раненый Зверь-дьявол убежал вон «зализывать раны». Как и куда же он изгнан Христом? Как – изгнан из монопольного трона владыки вселенной через ограничение его в ней пребывания. Да, дьявол рыщет как лев, но лишь как дух, как искушение для человека. Как таинственный и страшный вьюн-левьятан, как даг гадоль – большая рыба, как эти прочие инкарнации на земле он уже не может существовать. Будучи смертельно раненым в голову он уже не свободен так нагло прогуливаться по Земле и Поднебесной, как он это делал до Христа, во времена Адама, Каина, Иова, Христа.
Теперь дьявол ослабленный и убежал в свою адскую вотчину – символические морские глубины.
Однако Господь предупреждает: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Матф.12:43-45): «и не давайте места диаволу» (Еф.4:27).
То есть, дьявол изгнан и ослаблен, но все еще он очень силен и, если люди будут отходить от Христа дьявол может вернуться. Да победа Христа над Дьяволом кардинальная, да Его Жертва - страшная, но, если все это людям будет не нужно, - дьявол вернется.
Господь это предвидел и, как мы уже писали о целях и адресатах написания Откровения, это случиться. В мир где вера ослабела вернется уврачеванный дьявол со всей своей силой и с одной стороны построит свое прямое царство на Земле, еще худшее владычество, чем было до Христа, а с другой будет уничтожать тех немногих оставшихся верных христиан.
«Дал ему (первому зверю) дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2). Как известно, в результате грехопадения человека, дьявол получил почти всю власть над миром, став «князем мира сего». Но власть эта духовная, когда управление происходит через посредничество грешных дел людей. Но в последние временна дьявол передает эту власть уже непосредственно своему земному сущему – зверям как личностям и как системе. Цель прихода первого зверя в мир – уничтожать верных Богу христиан и заставлять всех людей поклоняться ему как Богу.
«И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр.13:6) Расхоже мнение, что хула в Библии — это неуважение, обвинение, обзывание плохими словами и т.д. Так в Ветхом Завете и есть. Однако понятие «хула» по отношению к Богу более подробно раскрывается в Новом Завете. Как известно Христа распяли за богохульство: «за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18)
Богохульство – это далеко не просто злословие на Бога, - самого злословия может и не быть. Богохульство – это либо сознательное отвержение, отбрасывание, отречение от Бога: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Матф.12:30,31); либо богохульство — это делание себя равным Богу.
Вряд-ли Зверь будет злословить Бога. Скорее всего он будет представлять себя равным Богу. В этом первый и второй звери одинаковы. Первый зверь богохульствует, представляя себя равным Богу, а второй – имеет рога как-бы агнчие (агнец – символ Христа), таким образом имитируя, Христа Господа.
Дьявол-Зверь сам воцаряется в мире чтобы снискать себе поклонение как Богу от всех людей.
«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелена» (Откр.13:11,12)
Второму же зверю тоже дана власть, данная первому зверю, а также дух дракона-дьявола «говорил как дракон». Но второй зверь-человек-лжепророк имеет миссией служить земной инкарнации Сатана – первому зверю, чтобы заставить людей поклоняться ему как Богу. Вероятно, этот второй зверь-лжепророк, человекоподобная инкарнация дьявола, и есть Антихрист последних времен. Поскольку Антихрист это: «лжец … кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1Иоан.2:22). Так же, из контекста Откровения можно предположить, что второй зверь-лжепророк-антихрист может прийти раньше, первого зверя и готовить почву среди людей для его прихода.
Важным аргументом в пользу нашей трактовки Антихриста, второго зверя - как не просто человека, а какого-то гибрида человека и дьявола, - "сатаночеловека" является Второе послание к фессалоникийцам: "Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2Фс.2:3,4). Павел описывает с одной стороны человека, но с другой стороны человека не просто как отрицателя и противника Христа и Отца Его, но как личность претендующую на божественную честь. Но из Писания нам известно (см. например Мат.4:8-10 или Иса.14:12-14), что единственная личность, хотящая выдавать себя за Бога и требующая поклонения себе как Богу - это Сатан.
Возможно, как когда-то человечество и Бог соединились во Христе, Сын добровольно пришел спасти людей, но и человечество добровольно в лице Девы Марии, давшей согласие на рождение Бога, и позже - христиан, давших согласие на веру во Христа , - так и в Последние времена, когда грех и отступничество разовьются сверх меры и Удерживающий-эсхатон - Господь Бог, перестанет удерживать отступление-апостасию людей, - человечество пойдет на добровольный союз-соединение со Зверем-Сатаном в виде сатаночеловека Антихриста/Второго зверя/лжепророка/сына погибели.
Таким образом имеем довольно сложно составленную пародию на Троицу от дьявола. Первый зверь, князь мира сего со своим царством, - аналог Бога-Отца, второй зверь, "человек греха", лжепророк, Антихрист – слуга первого зверя, аналог Бога-Сына-Христа (а также возможно и Иоанна Предтечи) и наконец, духовное, ангельское существо, собственно бывший архангел, Сатан, злой дух, который как аналог Св. Духа одухотворяет власть первого зверя и лжепророческое, антихристово служение зверя второго.
Итак, кратко подытожим - Зверь «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель».
Бог создал мир земной во главе с человеком и мир ангельский. Один из ангелов восстал против Бога и за это был сброшен с Небес в преисподние глубины с ограниченным доступом на землю. Дьявол искусил человека ко греху и так получил власть над Вселенной. Однако Христос смертельно ранил дьявола, ослабил его, и изгнал в адские места. Однако люди в конце времен отвернутся от Христа, излечат дьявола, подготовят ему почву и Зверь выйдет из бездны в огромной силе. Однако через короткое время он будет Богом связан в оковы на условные 1000 лет. Потом опять на короткое время выпущен, а потом окончательно брошен в адское озеро.
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр.20:1-11)
Отдельно следует упомянуть образ, изображение εἰκόνα зверя, который подтолкнул людей создать второй зверь.
«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр.13:11-15)
Вопрос – зачем зверю какой-то образ, который люди должны сделать, если он уврачеванный сам приходит в мир из адских глубин?
Как известно из библейской истории, Бог определяет форму проявления лично дьявола пред человеком. Так до грехопадения это был змей с ногами, а после – это был змей безногий, который должен ползать, виться (отсюда вьющийся, левиафан), и быть вообще существом безногим (образ дьявола как рыба или морской зверь). С другой стороны, мы имеем образы дьявола как медведя или льва, например, или иногда и орла. Однако эти образы нам показывают всю силу и ярость дьявола, но его анатомию нет. Анатомия зверя, определенная ему Богом для представления пред человеком – рептильна. С третьей стороны мы знаем, что дьявол – отец лжи, а второй зверь – проямоходящий, человек, приказавший создать образ зверя первого назвал лжепророком.
Поэтому объяснение необходимости образа для них – это изображение Зверя не таким каким он может предстать непосредственно. Этот образ – который выдадут публике будет «подфотошоплен» так, чтобы ни у кого его отвратительный внешний вид не вызвал отторжения или подозрений. Образ Зверя, а точнее его имидж, это не только внешность, но и его программа действий, его призывы, заявленные цели, характер их достижение и т.д. Очевидно, что людям представят имидж Зверя без объявления его истинных целей для человека, а это все будет заменено обманкой популизма.
Видеть же истинный внешний и духовный облик Зверя будет только узкий круг избранных-терапевтов.
Однако вернемся к смертельной ране, нанесенной Зверю Христом через Воскресение. Эта рана, как и предсказывалось Еве, как и описано в Откровении, была нанесена в голову дьяволу. Потому, что эта рана – духовная. Через нанесение этой раны, власть дьявола в мире была ограниченна. Если человек верует во Христа, и так стает частью Его Церкви (я не имею ввиду РПЦ иди какую-либо другую -ПЦ), то Дьявол теряет власть над этим человеком, и человек получает возможность спасения. Однако человек может и отказаться от этой возможности, и добровольно перейти под власть дьявола.
«Победа Христа над дьяволом, сказано: «он поразил голову Левиафана», была достаточной, чтобы каждый человек мог противостоять зверю. А была она окончательной? Она не была окончательной. Почему? Чтобы вообще избавить человека от борьбы? Нет. Она была достаточной, чтобы мы спасались. Но не окончательной, потому что мы должны пройти путь борьбы» Авдеенко.
По сути, человеку была дана возможность или эту духовную рану дьявола углубить, отойдя от дьявола ко Христу, или наоборот – уврачевать, отойдя от Христа к дьяволу. Христианство всю свою историю радовалось победе Христа над дьяволом, но Иоанн в Откровении пишет, что в последние времена случится страшная вещь: рана дьявола будет уврачевана (θεραπεύω). Более того, люди с радостью поклонятся зверю-дьяволу. Но как, после Воскресения, после возникновения Церкви, после сонмов мучеников, святых, праведников это возможно?
Иоанн употребил для обозначения исцеления раны зверя термин лечить θεραπεύω «терапэо». Для нас это известное слово – терапия, то есть лечение. Однако в древности слово θεραπεύω в понимании лечить использовалось не так часто. Основное значение его – это служить, прислуживать, осуществлять религиозное поклонение. Выходит, исцеление духовной раны зверя включает в себя и сознательное и неосознанное поклонение дьяволу. Интересно, а кто организовал, кто возглавил это лечение-поклонение Сатану в мире, в котором, казалось бы, наступало торжество христианства? Кто же эти гениальные терапевты?
Библия дает ответы на эти вопросы. Однако сначала нам нужно отвлечься от толкования Писания и заглянуть в мир искусства.