Юридические особенности христианского брака

Что такое патриархальный уклад? Если перевести на современный язык, это когда глава семьи был и президентом государства и министром обороны и омбудсменом по правам человека. Именно он решал все ключевые вопросы в семье, в том числе и вероисповедание. Часто пишут комментарии по поводу патриархального уклада в прошлом. Что все было не так, что Евангелие говорит, что большая часть собеседников Иисуса - женщины и бессемейные люди. Да, это так, Евангелие вообще говорит что много чего было не так, как в обыденной жизни - Иисус и по воде ходил, и мертвых воскрешал и сам воскрес из мертвых. Но в обыденной жизни империи все было стандартно, согласно обычному праву.

Каким был иудейский брак в патриархальном обществе? Иудейский брак юридически можно разобрать по формуле Бог-муж-жена. Бог создал человека (мужа) и владеет им на правах частной собственности, то есть имеет над человеком абсолютную власть. Человек по отношению к Богу -  раб (servus по римски), и подчиняется Богу беспрекословно. Конечно Бог наделил человека свободной волей, и раб может не подчинятся Богу, но мы сейчас не про это, а про нормальные отношения человека и Бога. А нормальные юридические отношения Бога и человека это отношения рабовлодельца и раба, человек - это раб Божий. Эти же отношения по формуле Бог-муж-жена мы переносим и на отношение мужа и жены. Жена это рабыня мужа и муж имеет над ней абсолютную власть, а жена подчиняется мужу как муж Богу.

В Новом Завете апостол Павел подтверждает законность патриархального уклада: "для всякого человека глава — Христос, для женщины глава — муж, для Христа глава — Бог." Но при этом вносит в эту формулу Христа. тем самым поднимает суть христианского брака на новый уровень. А что это за уровень, как его измерить, где его предел, как его достичь? Дальше юридическим языком сложно описать то что имел ввиду Павел и евангелисты. Но попробуем понять, что это за новый уровень такой. Павел вводит в эту формулу Христа, так как теперь мы знаем лично одну из Личностей Бога. А что мы знаем о Личности Христа?

"Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти мир через Него". Евангелие от Иоанна

Перевожу библейский язык на юридический: Господин (рабовладелец) так полюбил своего раба, что взял его грехи (вину за преступление) на себя и пошел (Его осудили вместо раба) на крестную смерть (на казнь) и погиб. Это удивительно, вот такой уровень любви нам показывает наш Господин - "для иудеев это камень преткновения, а для язычников — безумие." И вот этот уровень любви апостол Павел вводит в формулу "Бог-муж-жена". То есть муж уже не просто имеет абсолютную власть над женой, в том числе имеет право ее убить, но должен любить свою жену так, чтобы быть готовым пойти за нее и ее грехи на смерть. Другими словами патриархальный уклад по прежнему законен, то есть муж по прежнему вправе убить свою жену или продать в рабство, это по Закону, но Павел поднимает смысл христианского брака над Законом, теперь убить жену уже не по христиански, теперь по-христиански это взять вину на себя и умереть за свою жену, не по какой-то причине, а просто от избытка любви.

Но где мы можем хоть краем глаза как в сквозь тусклое стекло увидеть что-то подобное для аналогии? Наверное это брачные отношение Адама и Евы до грехопадения в Райском саду. Теперь понятно, что жена это уже не одна из многих рабынь, это не любимая жена-рабыня, предназначенная для деторождения, теперь это Ева - одна единственная. Видимо из-за этого понимания нового уровня брачных отношений и произошел отказ первых христиан от многоженства. Хотя многоженство по-прежнему законно, но уже не по христиански. А также понятно почему антитринитарии - мусульмане в частности - до сих пор практикуют многоженство, они просто не признают божественную природу Христа и поэтому не могут подняться над законом.

Вот такие вот юридические особенности христианского брака, как их вижу я как юрист.

Категории

Статьи