Введение в енохианизм

Общую информацию о книге Еноха, о ее сюжетах, о текстах, рукописях, переводах, о детективных историях ее поиска вы можете найти в сети. Я на этом останавливаться не буду, тем более что уже не раз обращался к этому вопросу.

Единственное хочу уточнить, что самый полный текст на сегодня существует виде эфиопского перевода. Есть почти полный перевод на греческий. Оригинал скорее всего был написан на арамейском или на иврите и арамейском. В Кумране найдены множественные фрагменты этой книги. Есть фрагменты из Каирской генизы и древних погребений. Говорят, в частной коллекции существует полный арамейский текст. Так или иначе, текст книги в основном ясен, стабилен без больших разночтений.

Тут же я хочу показать исторический и религиозный контекст, когда книга появилась и какую роль она играла. Благо за последние 40 лет наука в этом вопросе продвинулась.

***

Когда евреи вернулись из Плена и отстроили Храм у них сразу начался кризис религии. Новый завет с Богом они не заключили. Но старый - Моисея и Давида в полной мере также уже не действовал: Яхве покинул Храм и уже туда не вернулся. Династия Давида была отстранена от власти.

Поэтому начал возникать вопрос о статусе Второго храма. И что с этим всем делать.

В среде религиозной элиты произошел раскол: Высшее духовенство, влиятельные кланы коэнов, которые контролировали Второй Храм заразились в плену вавилонской мудростью – каббалой, а после завоеваний Александра ещё и греческой философией. Другая часть, консерваторы Первого храма, выступила резко против этого. Между крайними этими полюсами образовалось множество религиозных фракций и течений.

Так между крайними полюсами возник спор:

Коэны храма считали, что зло в этом мире Бог преодолел и если проводить верную «работу», то можно хаос грехопадения постепенно упорядочить и довести до рая на земле. А отстроенный из руин Второй храм – это знамение такого перехода от хаоса к гармонии. Эта группа не верила в воскресение мертвых и новый мир, а приняла реинкарнацию в мир этот. Вопрос спасения особо для них и не стоял. Это типичные вавилонские воззрения и к Писанию ничего не имеющие. Позже эту группу назовут саддукеями.

О том, что с высшими клириками Второго храма беда, писал послепленный пророк Малахия. Ездра также заметил проблему и выделил особый класс учителей не из высшего клира, которые бы учили народ верной Торе. До того монополию на учение и толкование Торы имели только храмовые клирики.

Потом из среды этих учителей Ездры развились фарисейские течения. Они верили в воскресенье мертвых, признавали Второй храм, но считали, что спасения можно добиться лишь строгим формальным выполнением огромного количества правил. То есть они скатились в законничество и формализм.

Третья группа, которую позже назовут ессеями, заняла радикальную позицию. Саддукеев и фарисеев они объявили еретиками, а Второй храм со всеми его ритуалами считали некошерным. Они считали, что никакими мудрствованиями и законничеством мир из хаоса и греха не выведешь. А что же делать? - Машиах придёт – порядок наведёт. Нужно готовиться к приходу Машиаха и его страшного суда. При чем представления о Божественном мессии ессеев очень близки к христианским представлениям. На этой почве возникает множество сект, вплоть до крайних аскетов типа кумранитов.

Интересно, что Христос был из семьи близкой к ортодоксальному иудаизму. Павел из фарисеев. А Иоанн Креститель из ессеев. Но христианство сняло все их различия.


И если фарисеи с саддукеями свои идеи формировали на основании толкования Торы (как правило очень кривого толкования) - как книги действующего для них завета Моисея, то ессеи считали этот завет завершенным. Поэтому они начали вырабатывать свой богословский набор книг.

До нас дошла ничтожная часть этих книг – но все равно их очень много. Ессеи разветвились на много течений и каждое имело свою библиотеку, см. пример кумранской секты.

Однако первыми в ряду всех ессейских сект были две книги. Не главными. Но первыми авторитетными, от которых развились все другие от Юбилеев и Заветов патриархов, до кумранских текстов: Это книга Езекииля, в которой говорится, что Шехина покинула Храм и что будет воскресение мертвых в теле. И вторая книга, описывающая допотопные события, которую мы знаем как книгу Еноха.

Эта книга говорит о том, что зло сильно. Мирские знания пришли в мир от падших ангелов (камень в огород каббале). А ситуацию может спасти только «Сын человеческий». В допотопные времена — это Енох, а во времена ессеев — это должен быть Машиах.

Ввиду того, что именно книга Еноха стала первой в ряду теологии ессеев, активно ими используется и цитируется в других произведениях, то в науке принято говорить об енохиальной версии иудаизма времён Второго храма.

***

Сразу внесем ясность.

То, что сегодня называется книга Еноха — это так называемый эфиопский Енох. Это пять разных книг, приписываемых Еноху, три из которых были написаны в 3-1 веке до Христа (Книга сновидений, Книга Притчей, Послание Еноха), и в них говорится о Втором храме, его некошерном статусе и об ожидании Мессии со страшным судом.

Ещё одна книга – астрономическая (Книга небесных светил). Она старше других, имеет древнее ядро, но похоже сильно развитая во времена Второго храма. Одним из предметов споров был религиозный календарь: Во времена Второго храма иудеи использовали вавилонский календарь, что многим не нравилось. Ессеи предлагали, по их мнению, иной, верный календарь. Поэтому тема календаря и хронологии в те времена была очень актуальной.

И наконец Книга стражей (первые 36 глав эфиопского Еноха). Эта книга написана вероятнее всего либо в Плену, либо сразу после него, под влиянием работ Езекииля. Однако в основе ее лежит очень древняя история, предание или книга со времён как минимум Иова или Патриархов. Эта книга была авторитетной не только среди ессеев, но и других течений второго храма. Ее цитируют и иудейские и христианские авторы.

Собственно, книгой Еноха мы и будем называть Книгу стражей. Ее мы (и немного Книгу небесных светил) и будем разбирать по сути без оглядки на ее иудейские коннотации.

Категории

Статьи