Протестанты в вопросах толкования Апокалипсиса – большие лапочки. Они в отличии от католиков и православных, активно Апокалипсис толкуют, изучают и даже делают его толкования своими догматическими доктринами.
Однако протестантов в этом толковании нередко заносит. Так адвентистов, самых старательных толкователей Апокалипсиса, постоянно несет в расчеты дат апокалиптических событий. Но это все мартышкин труд – Апокалипсис дает датировку части апокалиптических событий, но толковать ее в свете современной удлиненной хронологии нет никакого смысла. Многие протестанты упорно рассматривают Вавилонскую Блудницу как католическую церковь, а Зверя – как папу римского. Ну это старая ересь протестантизма, которую хоть частично и изжили, но она все еще популярна в многих кругах.
Один же из главных заносов протестантов, это идея о восхищении (вознесении) Церкви. Основываясь на (1Фесс.4:13-17) многие протестанты выводят идею, что прежде Тысячелетнего царства или даже прежде времен Зверя, Христос воскресит умерших христиан-праведников и вместе с оставшимися на тот момент живыми христианами в мире – заберет их на некоторое время на Небеса. А потом вместе с этой церковью спустится с Небес на землю и там уже будет Тысячелетнее царство.
Сразу скажем, что эта идея не имеет никакого веского библейского основания. Однако, это еще пол беды. Самая страшная беда этого заблуждения состоит в том, что протестанты всех мастей склонны исчислять точную дату этого вознесения. Да, точную дату Второго пришествия не знает никто, и ее вменяемые христиане уже не собираются высчитывать. Но вот о вычислении времени восхищения никакого прямого запрета вроде бы и нет. И протестанты всех разливов активно высчитывают эту дату, постоянно ошибаются, потом высчитывают новую и так без конца уже более 200 лет. Такие практики не только безсмысленны, но и вводят в соблазн многих верных.
Мы уже в наших работах тут, тут и тут описали общую картину толкования основных апокалиптических событий. Но учитывая большую популярность среди протестантов идеи восхищения, расчета ее даты, поиска ее признаков, попытаемся разобраться в событиях второй половины Последних времен.
По нашему представлению Последние времена начинаются с установлением глобализации и глобального царства потребления в виде Вавилона великого или Вавилонской блудницы. Собственно, мы сейчас живем в это время. Потом Вавилон разрушат 10 царств, а сами эти царства вскоре передадут свою власть Зверю. Зверь достигнет своего пика, убьет двух последних пророков, большая часть человечества примет клеймо Зверя, меньшая откажется и будет гонима.
Сразу возникает вопрос – если восхищение Церкви произошло до Зверя, тогда кто же терпел гонения и клеймо не принимал? Конечно же нет, никакого восхищения до триумфа Зверя не может быть. Но идем дальше.
Триумф Зверя будет недолгим, и Бог начинает выливать на Зверя и тех, кто ему поклонился казни – семь чаш. Так начинается вторая половина Последних времен.
Казни первых пяти чаш идут, но люди не хотят каяться и даже хулят Бога: «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр.16:10,11).
«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр.16:12). Цари идут от восхода – идут тем же путем, которым шли строители Первого Вавилона и Башни. Они берут на себя миссию как у Бога.
Доходит до того что Зверь сотоварищи готовится сразится с Богом в последний битве, но Бог знает об этом и собирает их в одном месте чтобы дать последний бой: «И видел я выходящих из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр.16:13-16)
Битва начинается: «Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр.16:17) Дальше идут всякие завершающие катастрофы.
И вот на Небесах происходит великое торжество: «И слышал я как бы голос многочисленного народа как бы шум вод многих как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:6,7)
Брак Агнца с Женой-церковью долгожданное событие, которое ожидают люди еще с евангельских времен. Именно об этом браке – соединении Христа с Церковью так много сам Христос и говорил. Церковь это верные Богу люди, как живущие в мире сем, так и умершие. Соединение Христа и Церкви предполагает воскрешение всех умерших христиан. Где это воскрешение и соединение происходит? Читаем: «воцарился Господь Бог Вседержитель». Бог имеет свой престол царственный на Небесах – Он и так там вечный Царь. А на земле пока что князь – Сатан. Так где Бог вдруг решает воцариться? Правильно – на Земле: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный Который праведно судит и воинствует… Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»… И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк производивший чудеса пред ним которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное горящее серою…» (Откр.19:11-21).
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр.20:1-3).
То есть Христос поражает Зверя и Лжепророка-Антихриста, а Сатана, князя мира сего «ужа древнего» со времен грехопадения Адама и Евы, заключает на определенное время в темницу. Все – Сатан уже не князь мира сего. В мире на определенное время царствует Христос.
Итак, какой же это мир, в котором Христос воцарился на время? Это все еще наш мир. Его населяют и грешники, и праведники, которые претерпели и не поклонились Зверю. Также чтобы Церковь была полна – нужно, чтобы воскресили всех верных умерших от начала мира. Но происходит предварительный суд и воскресают лишь те, кто претерпел от Зверя: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:4-6)
То есть выходит, эти события не являются тем завершенным Браком Христа и Церкви, который закончит историю. Также факт того, что царство лишь ограничено 1000 годами (и то условными), уже говорит, что это еще не окончательная развязка библейской истории: «Когда же окончится тысяча лет сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли Гога и Магога, и собирать их на брань; число их - как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:7-10)
Сатана выпустят, и он подговорит часть человечества восстать против царства Христа на земле. И это царство на краткое время скукожится до небольшого региона: стана и города. Выходит, на время, царство Христа не земле будет даже не всемирным. То есть Второе пришествие Христа — это длинное событие. Как и Первое пришествие было не одномоментно, имело этапы и продолжалось годы, так и второе будет длинным и состоять из периодов. Брак, свадьба эта идет долго, протяжно.
Возникает вопрос – зачем все эти сложности. Пришел бы Христос, навел порядок и все. Ответ прост – по человеколюбию. Христос-Бог в виде своего Второго пришествия выходит на арену земной истории постепенно. Это участие Бога в истории можно разделить на две части – первую, демонстрационную, в которой будут явлены прообразы событий Конца мира, а потом через некоторое время произойдут уже собственно сами события Конца:
- великое сражение в Армагеддоне — это прообраз Последнего сражения «Гога и Магога»;
- предварительный суд перед Первым воскресением – предваряет последний Страшный суд;
- первое воскресение части христиан (тех, кто погиб от Зверя) – это прообраз второго воскресения уже всех мертвых;
- собственно, само Тысячелетнее царство - это прообраз вечного царства в Новой земле и новых небесах.
- на земле остаются живые верные Богу люди;
- в месте для мертвых (Смерть, Шеол, Ад и т.п.) находятся мертвые - среди этих мертвых есть и грешники, и праведники (напомню, что в первом воскресении воскресла лишь часть праведников);
- вся дьявольская «троица» – падший ангел Сатан, Лжепророк-Антихрист и Зверь-система – навечно жарятся в озере огненном.