Один из самых сложных предрассудков, который и составляет столп Матрицы, это считать закономерности своего мышления, то есть логику и систему знаков, как априорную данность, которая истинна. Мне постоянно делают замечания касаемо теологических моментов, что мол противоречие, нелогично и т.д.
Но мало до кого доходит, что то, что мы привычно называем «здравым смыслом», логикой, очевидностью, это не прошитый Биос нам от рождения. Это программа работы для ума, которую когда-то написали люди, при чем не просто люди, но слуги Сатана. На ней и строится вавилонская мудрость и Матрица.
Соблазнительность этой логики и знаковой системы состоит в том, что она проста и легко усваивается грешным, зависимым от материи человеком, а также в том, что она в 99.99% случаев прекрасно работает.
Но эта простота и работоспособность в ряде редчайших, но критических моментов приводит человека в заблуждение.
А поскольку человек настолько прикипел к этой программе для разума, что считает ее априорной и безальтернативной, и когда сталкивался с противоречием, то не ставит эту программу под сомнение, но все что ей противоречит клеймит как невозможное. Даже если речь идёт о Боге.
Непонимание природы мышление приводит к тому, что человек в своем безумии пытается подчинить Бога своей же Матрице, которой подчиняется сам.
Самые хрестоматийные примеры — это троичность Божества и две природы Христа. Собственно, первая же строка Библии: “В начале сотворил Боги небеса и землю” преподает урок читающему, что с простой, квадратно-гнездовой логикой много чего останется непонятным.
Конечно можно сказать, что это все религиозное мракобесие, а вот в материальном мире науки, все подчиняется логике. Но как раз в основании всех научных представлений о материи, в квантовой физике, привычная матричная логика не работает. А есть ещё и теорема Гьоделя. Кстати именно по этому поводу в середине ХХ века многие физики, до того упоротые атеисты, вдруг ударились в религию и философию.
То есть привычный нам материалистический, а значит и матричный “здравый смысл”, “логика” в самых основательных вопросах хоть религии, хоть науки не работает. Так и должно быть ведь и Бог, и человек, и основания мира суть выше какого-либо отдельного аспекта творения, коей и является логика.
Такие моменты, начиная с первого стиха Торы, регулярно случаются, ставя читателя в тупик, который по своей привычке подходит к масштабным, божественным темам с повреждёнными и ограниченными грехом подходами.
Однако в книге Бытия есть две главы 18 и 19, в которых эта надлогичность природы Божества показана подробно, с разных сторон, и самое главное, показана с точки зрения принятия этой надлогичности людьми. - В этих главах можно узнать о надлогичности Бога и о том, как эту надлогичность можно усвоить человеку.
Это история о посещении Богом Авраама, уничтожении Содома и спасении Лота. В этом сюжете Бог настолько близко общается с человеком, что тем самым раскрывает ему многое о Своей нелогичной и парадоксальной для человеческого грешного ума, природе.
Разберём эту историю подробно, на основе масоретского текста Торы.
***
И явился ему (Аврааму) Яхве у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
Итак, повествователь нам говорит, что Аврааму явился никто иной как Сам Яхве, и явился воочию, не в видении, не в сне, а реально, физически.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него.
Авраам вдруг увидел, как перед ним стоят три мужа. Это самый очевидный смысл. Однако словосочетание, которое обычно переводят как «против него» может иметь смысл «над ним», «выше него». А если так, то и словосочетание «воззвел», то есть поднял глаза, это возможно не просто обычная идиома, а то что Авраам увидел трех высоких (и как позже мы узнаем, красивых видом) молодых мужей, так что ему пришлось поднимать глаза.
Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Адонай! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
Авраам подбегает к ним и говорит – Адонай, мой господин. Авраам сразу узнал Яхве и выразил ему свое почтение, поклонившись до земли, сказав Адонай, а себя назвал его рабом. Но мужей трое – к кому из них Авраам обращается? Дело в том, что существует популярное среди христиан толкование, что Бог явился Аврааму в виде одного из мужей, а двое остальных, это его спутники-ангелы.
и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего.
И тут вдруг Авраам начинает обращаться сразу ко всем мужам в множественном числе, при чем обращение аналогично предыдущему обращению, - Авраам называет себя уже не Его, но их рабом. То есть, каждый из них достоин божественного почитания? Они что, равны?
Они сказали: сделай так, как говоришь.
Опять же, странный ответ. Если это Бог и два ангела, то по логике отвечать должен главный из них, - Бог, а ангелы лишь слуги Бога и их не особо спрашивают. Но отвечают все три.
Этот, наверное, самый долгий диалог человека и Бога в Торе, идет странным образом. Авраам обращается то к одному, то к троим, и отвечают то один то трое.
Дальше мужи едят, и разговор продолжается:
И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
И сказал: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
И сказал Яхве Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"? Есть ли что трудное для Яхве? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Яхве: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
Опять видим перескакивание от множественного числа к единственному. И мы опять теряемся кто их тех троих Бог. Или они все трое имеют божественное достоинство. Так что – три бога? Понятно, что нет – религия Торы предельно монотеистична.
Дальше идет монолог Яхве в единственном числе о будущем самого Авраама. И потом:
И сказал Яхве: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа.
И опять мы попадаем в совсем непонятную ситуацию. Это как? – Яхве в единственном числе сам хочет сойти к Содому и удостовериться что там. Но идут туда мужи, а Авраам все еще пред Яхве стоит. Так идет Яхве сам, или посылает двух оставшихся мужей, а пока Он остается с Авраамом, и они продолжают беседу? Или они идут и в процессе пути разговаривают (Авраам, напомню, вызвался их провести).
Беседа заканчивается:
И пошел Яхве, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место. И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома.
Ах вот оно что. Теперь все ясно. Яхве был с Авраамом, а в Содом послал своих двух посланников-ангелов. То есть Аврааму в виде трех мужей явился Бог и два Его ангела? Как бы не так! Разговор ангелов с Лотом окажется еще более удивительным и не укладывающимся в сознание, чем разговор Авраама с Яхве.
Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли и сказал: Адонаи! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек хлебы, и они ели.
Итак, Лот ведет себя как Авраам. Он поклоняется ангелам до земли, называет себя их рабом, приглашает их на трапезу и ночлег, при чем очень настойчиво, и называет их Адонай, так же, как и Авраам, только Авраам начал с единственного числа, а Лот начинает с множественного. Безусловно, что Лот узнал Кто перед ним и воздал соответствующие почести. Но нам же прямо говорят, что это два ангелы пришли к Лоту, а почести как Богу.
Дальше идет всем известная история с домогательством содомлян к ангелам. И потом:
Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Яхве, и Яхве послал нас истребить его.
Ну все же ясно. Яхве, который вероятно остался с Авраамом, послал двоих ангелов, чтобы те выполнили поручение Яхве – спасли Лота и других праведников, если такие найдутся, и уничтожили Содом. Чего же Лот приветствовал их как Бога, или Лот обознался? Но ангелы его не поправляют.
Напомним, что в Писании очень часто Бог предстает в виде ангела. И если пишут, что это ангел, то в большинстве случаев это Бог. Если же речь идет именно об ангелах, то как правило уточняется что это именно ангелы. А тут уникальный случай. Мужи называют себя ангелами, а Лот воспринимает их как Бога. В Библии есть описание историй, когда человек приняв ангела за Бога поклоняется ему, а ангел его поправляет говоря, что я не Бог и такой же слуга, как и ты, и не нужно тут падать ниц. В истории с Лотом такого нет.
Более того, в разговоре с Авраамом Яхве говорит, что Он сам собирается посмотреть и дать суд Содому. Если сам, то зачем посылать ангелов?
Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Яхве, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.
Когда же вывели их вон, то сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Адонай! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, — он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.
Мужи-ангелы выводят Лота из Содома. И вдруг кто-то в единственном числе начинает говорить к Лоту. Вообще в многих переводах библии обычно курсивом или в квадратных скобках пишут «один из мужей сказал». Но в еврейском тексте этого нет. Просто «сказал». В разбираемой нами истории вообще ни разу не сказано «один из». Если говорит Бог, то почти всегда в Библии уточняется «сказал Бог», «так говорит Яхве» и т.д. А тут сказал и все.
Дальше из разговора становится понятно, что это Яхве обратился к Лоту. Используется та же формулировка, и те же термины, которые использовал Авраам при обращении к Богу.
Но в истории с Авраамом четко сказано, что Яхве явился ему возле дубравы, и с Яхве он говорит. А в истории Лота нигде не сказано, что Яхве к нему явился, но лишь ангелы, которые по поручению Яхве должны спасти Лота и уничтожить Содом. Но Лот сначала к тем ангелам в множественном числе обращается как к Яхве, а потом как с Яхве в единственном числе.
Более того, Лоту, в отличии от Авраама удается спасти один из городов-спутников Содома, который Бог решил также уничтожить. Авраам говорит с Богом хоть и дерзновенно, но дипломатично, иногда витиевато, торгуется, пытается хитрить. А Лот говорит предерзко и прямо. Бог говорит Лоту – вот Я тебя спасаю, беги на гору. А Лот отвечает, первым же словом – Нет! Если я обрел благоволение у Тебя, то побегу не туда куда Ты мне говоришь, а в этот город. И Яхве отвечает – что в угоду Лоту город будет спасен. Лот более дерзкий чем Авраам, он больше рискует, но и большего добивается от Бога. Позже подобным же приемом как у Лота, Моисей будет добиваться спасения согрешивших евреев.
Но вернемся к строке разговора: то сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Адонай! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими.
Он, Бог в единственном числе говорит Лоту как спастись. Но Лот сначала отвечает им, в множественном числе. А потом опять переходит на единственное число. Яхве явился третьим к двум ангелам? Но об этом ни слова. Лот требует спасения от одного из двух ангелов? Но они же сказали, что пришли выполнить приказ Яхве, и его менять конечно же не могут. Значит Лот таки говорит с непонятно откуда взявшимся Яхве, примешивая в разговор непонятно зачем обращение ко всем троим, или он говорит с Яхве как с двумя ангелами, точно также как Авраам говорит с Яхве как с тремя мужами?
И наконец, как вишенка на торте:
И пролил Яхве на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Яхве с неба
Яхве пролил огонь от Яхве. Что, два Яхве, ветхозаветная двоица? Этот стих очень напоминает толкование Христом псалма для фарисеев: «что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Матф.22:42-45).
***
Напомню, что все небиблейское, вавилонское учение (как бы это не называлось идеализмом или материализмом) зиждется на материи, ибо князь ее дьявол. Как видно, используя привычную материалистическую логику, которая даже в Писании работает в подавляюще большинстве случаев, при приближении к Божеству теряется и мы теряемся вместе с ней. Бог то один, то два, то три. Его нельзя полностью хватить и связать даже числом.
Сейчас конечно, с высоты Нового Завета и многих веков троичных споров, нам легче разобраться в той древней истории Авраама и Лота, и вообще в теологии Яхве. Как известно Бога максимально явил нам Христос. Но и сейчас, для многих читателей этот сюжет вызывает легкий снос крыши. Что же говорить о древних людях.
Но одновременно мы видим, что и Лот, и Авраам (в отличии от содомлян, через грех духовно ослепленных) прекрасно разбираются что за Мужи пред ними, они спокойно воспринимают их и в единственном и множественном числе как Яхве и отнюдь не теряются, но более того, даже дерзают спорить и торговаться с Ним/Ними.
Ответ прост – Лот и Авраам праведники. И это открывает им сердечные глаза, позволяя выйти из шор материалистического, поврежденного грехом разума. Это урок всем пытающимся изучать Писание и познавать Бога: на этом Пути обычные нам средства познания ограничены, и только праведность, экзистенциальное приближение к Богу через истинную жизнь, может снять эти ограничения.