Читая этические опусы у Павла, а они занимают большую часть его посланий, у читателя возникает некоторое недоумение. Павел долго и нудно повторяет одно и то же, иногда просто дублируя тезисы, а иногда просто рассматривает одно и то же с разных сторон.
Многие части посланий Павла, особенно неопытному читателю, читать откровенно скучно. Ну ясно, что грешить – убивать, красть, развратничать и т.д. плохо, а любить и делать добро – хорошо. Зачем толочь воду в ступе? Ну хорошо, - не помешает часто повторять правила поведения, но зачем их так странно рассматривать с разных сторон?
Павел конечно человек эмоциональный, но предельно деятельный и практичный. Тем более в формате письма которое следовало читать пред собраниями верных, обсасывать вроде-бы давно очевидную и для иудеев и даже язычников тему. К сожалению, для многих христиан и даже христианских богословов эта тема Павла остается непроясненной. Мы попробуем тему этики у Павла максимально прояснить, поскольку это касается каждого христианина в его повседневной жизни.
Павел много и часто во всех посланиях говорит об этических нормах: что доброе, и что злое. Но в послании к Римлянам он говорит наверно об одном из самых сложных моментов Нового завета - а именно об уникальной специфике места новозаветной этики в религии, в отличии от места этики ветхозаветной. Может поэтому послание к Римлянам считается самым важным из всех апостольских посланий. Самое важное содержится в первых девяти главах послания.
Нас не должно вводить в заблуждение название послания. В Риме христианская церковь возникла задолго до контактов с Павлом, в первые же годы после Воскресения Христа в среде многочисленной иудейской диаспоры. Есть данные, что среди иудеев возник конфликт, переросший в беспорядки по поводу некоего «Хреста», так что император Клавдий запретил на время проживание в Риме иудеев. Поэтому контекст послания больше иудейский чем языческий.
Итак, как мы уже писали, христианин, уверовав, перерождается и должен жить по-новому, будучи постоянно бдительным, чтобы злого избегать, а делать доброе. Казалось бы, что тут сложного – сам Павел дает и подробно расписывает смысл и перечень добродетелей и грехов; в конце концов есть этика иудейского Закона, которую Павел не отбрасывает. Бери эти правила и соизмеряй их с мыслями и действиями. Ничего нового, так действуют все этические системы.
Но Павел вдруг начинает развивать сложную концепцию, которая местами приводит к неожиданным, а местами и противоречивым выводам. Похоже Божественный замысел этических правил жизни для человека не так прост, как кажется, и Павел пытается нам его прояснить насколько это возможно.
Согласно Павлу Бог всем людям еще до Христа даёт определенные знания, определенные дороговказы, определенный закон жизни. Иудеям закон дан в максимально возможном для человеческого понимания объеме в виде Торы, а язычникам в виде совести: «Когда язычники не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14,15).
Если почитать Ветхий завет, то там главная цель человека - исполнение закона. Только через это человек может угодить Богу, даже сам процесс исполнения — это радость и счастье: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1:1-3).
Исполняющий этот закон – праведный, а неисполняющий грешник. Но это все на фоне правды, праведности, примера Бога: «Наша неправда открывает правду Божию» (Рим.3:5). Сам закон не относителен, когда можно от фонаря определить, что хорошее, а что плохое. Он абсолютен и неизменен, потому что это набор знаний и интуиций который раскрывает пред человеком праведность и целостность Бога. Тора нам рассказывает о Боге, как об образце, который абсолютен в праведности и на фоне которого человек грешен.
Зачем же был дан этот закон человеку до Христа? Во-первых, чтобы показать человеку его греховность: «законом познается грех» (Рим.3:20). Во-вторых, чтобы подготовить к принятию Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан.5:39). И все. Ни обладание законом ни даже его исполнение спасения не даёт, тем более что его и исполнить человек не может даже при желании.
Но и та праведность Бога, которая в меньшей мере дана язычникам в совести и иудеям в Торе - проявляет себя лишь частично. Жертва Христа и вера в него даёт человеку дар благодати, где праведность явлена намного больше чем в законе, соответственно и греховность человека, разрыв с Богом становятся ещё более видимыми. А как же тогда спастись сейчас, после полного явления праведности Бога Христом, если даже раньше не получилось спастись ни при явлении праведности в совести, ни в Торе?
Павел даёт ответ. Спасение даётся жертвой Христа и верой в него: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:21-24). Не через исполнение закона и не через осознание своей греховности. Но просто благодатью, благодаря вере: «Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28).
Павел приводит пример Авраама. Авраам сначала уверовал, и по вере его получил дар праведности. Не за выполнение закона, а по вере: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). А закон для Авраама в виде завета и заповеди обрезания, это лишь печать, подтверждение того что человек уверовал: «Мы говорим что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры» (Рим.4:9-13). Тут Павел еще раз подчеркивает, что спасение через веру доступно всем: и уверовавшим обрезанным иудеям, и необрезанным, но уверовавшим язычникам – все уверовавшие станут духовными потомками Авраама, которым обещано спасение.
Согласно Торе, падение человека произошло, упрощая, в три основных этапа.
А. Сначала человек перестал верить Богу.
Б. Тем самым порвал отношения с Богом, начав отношения с дьяволом: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.» (Быт.3:1-6).
В. Потом человек грешит, нарушив заповедь. В библейском языке термин грех חַטָּאָה имеет двойное значение. Это и сам грех, то есть нарушение, и наказание за грех. Этот термин имеет первичный смысл «промахиваться»: выстрелить, бросить, метнуть что-то мимо цели. В те времена промах - это не просто спортивная неудача, но проблема, страдание, беда. Промах на охоте — это угроза смерти от голода или клыков животного, а промах на войне – это угроза смерти от врага. Также и грех несёт в себе и наказание, которое для человека проявилось в виде смерти.
Грех и смерть — это симптомы разрыва отношений человека и Бога. А разрыв происходит вследствие потери веры. Это нужно уяснить, что в Библии грех не самостоятельный бытийный феномен, но лишь симптом, следствие разрыва с Богом в результате потери веры. В таком падшем состоянии сам человек не может восстановить связь с Богом, как не может сам себя вытянуть за волосы из болота.
Павел же говорит, что благодаря жертве Христа этот разрыв можно просто преодолеть, наново поверив. Павел рисует восстановление утраченного при грехопадении. Поверив, человек восстанавливает связь с Богом. И результат этого восстановления связи происходит покаяние, перерождение и таким образом, начинается выход из-под власти греха и смерти, который завершится воскресением со Христом.
Но если спасение через веру, то может и не исполнять закон? Зачем он после Христовой жертвы? Павел даёт следующие объяснения: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31). Уверовав человек перерождается. Римлянам Павел объясняет, что это за перерождение. Это смерть для греха:
«Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:2-8).
«Ибо, когда мы жили по плоти тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:5,6).
«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон ослабленный плотию, был бессилен то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.8:1-7).
Нам сложно понять, да и, наверное, самому Павлу это было сложно понять и тем более выразить словами, каким образом происходит перерождение человека вследствие веры и дара благодати. Он пытается это образно и поэтически представить его аудитории. И мы должны попытаться понять.
Павел говорит, что если раньше цель жизни человека состояла в исполнении Закона, связанного с плотью как в виде совести, так и в виде Торы (при чем в большинстве своем закон действует в запретительных формах: не делай того и того), то с приходом Христа, человек выходит уже на новый духовный уровень вследствие дара Бога. И закон как бы отходит на второй план, - ведь есть уже для человека дела и поважнее – это как мы уже упоминали, добрые дела в единении с Богом и созидании Церкви.
Получив такой дар от Христа, человек не может не изменится. Вот представьте вы жили в отчаянии, ваша жизнь говно: детство в слезах, молодость в дерьме, зрелость в тоске, старость в нищете, а потом смерть. И это нельзя изменить.
И вдруг вы узнаете, что есть великий Бог, который любит тебя, который своей жертвой спас тебя и ты воскреснешь для будущей вечной счастливой жизни. Ты начинаешь в это верить. Но такая вера не может тебя не изменить. Уверовав ты начинаешь любить Бога и ближнего. И как в такой радости, в таком состоянии можно делать зло, воровать, обижать, обманывать, тянуть на себя одеяло?
Вот представь себе, что ты получил даром, просто так миллион, будешь ли ты красть копейки как это делал Шура Балаганов? Какие там мелкие земные страсти, когда у тебя такой огромный дар? Как можно отвлекаться на мелочи когда у тебя миссия делать вместе с Богом дела космического масштаба. Как говорит Христос: "Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее" (Мат 13:44-46).
Мы живём в относительно комфортном мире. Голода и воен почти нет, болезни как-то лечат, продолжительность жизни увеличилась. Раньше смерть и беды были более частыми гостями. Человек мучился, а после смерти его ожидало сонное существование в мрачном царстве теней в Шеоле-Аду. Поэтому и запрос на спасение был повыше. Известная история которая приключилась с Павлом во время ареста: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! Что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деян 16:25-32).
Будучи в тяжёлой жизненной ситуации человек спросил как спастись. Не потребовал денег, или повышения, но спасения. И ему объяснили как. В таких условиях человек более остро чувствует весь ужас этого мира и незавидную посмертную участь. Понятно что узнав о возможности спасения, он тут же сделал все чтобы этого достичь и уверовал. Но сейчас мы уже привыкли к таким идеям как спасение, не чувствуем от этого большой радости, это как бы само собой. А это приводит к тому, что не ценим что имеем, не осознаем всю ценность, вера ослабевает, и начинаем искать утешения в других сферах.
Жизнь с Богом, жизнь в Церкви - это созидание нового космоса, намного круче прежнего. Человек действует в масштабах близких к масштабам действий Яхве. Как в таком состоянии можно отвлекаться на грехи? Как можно искать утешение в бухле если у тебя есть радость спасения, как можно отвлекаться на блядей, если в твоём сердце говорит сам Бог и это неизреченная радость.
Как раньше человек был рабом плоти и ее слабостей, то теперь он уже переродился, сбросив с себя плотское. Конечно человек всё ещё в грешном теле, но в результате перерождения, покаяния, у него изменились ценностные приоритеты, его этический вектор. Теперь у него главное жизнь в духе, которая есть безвозмездный дар от Бога а не заслуга за выполнение закона. Жизнь мирская второстепенна, а значит второстепенен и закон, плотский по своей структуре, и служащий для ограничения плотской похоти.
Закон не упразднен, но он уже не цель жизни, но лишь теперь стал как индикатор, который показывает верит ли человек или нет. Это только как прожектор, подсвечивающий глубины человеческого сердца, это уже не самоценность.
Существует стандартный стереотип христианина, который сжавшись, напряглись в поту в нередко в суровом посте, и самобичеванием пытается обуздать свои страсти и похоти, удержаться от соблазна. Одетые в черном с каменным лицом монахи, угрюмые келии, и т.д.
На самом деле ничего общего такой образ с библейским христианством не имеет, хоть и был возведен в некоторых конфессиях в норму и даже образец для подражания. Все это исходит из языческого вавилонского учения об аскетизме – умерщвлении плоти различными телесными и психическими практиками. В христианстве эта ересь является ответвления самой живучей христианской ереси - монофизитство.
Ни о каком умерщвлении плоти у Павла речи не идёт и близко. Павел учит совсем другому: не борьбе со страстями, ибо страсти — это лишь симптомы, но врачевания всего человека, его преображение до такого уровня, что страсти перестанут проникать в сердце, или как минимум будут делать это намного меньше. Павел призывает принять всю радость Евангелия, поверить в него максимально, и это преобразит всего человека настолько, что что он станет недоступен для страстей ведь в сердце такого человека будет жить Христос.
Однако даже в церкви святых, все еще существует грех. С одной стороны, уверовавшие имеют в сердце Бога, а с другой грешат и даже сам Павел грешит: «Доброго которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:14-25)
Спасение по Павлу таким образом имеет противоречивое значение. И «тут и сейчас» и «позже не тут». Павел описывает следующее противоречие - через веру мы соединяемся с Богом и перерождаемся. Но мы всё ещё живём в этом мире и напрямую Бога не видим. А лишь «как бы сквозь тусклое стекло». Уверовавший переходит в новое состояние, но чтобы спастись нужно в этом состоянии пребывать, быть бдительным, потому что согрешая человек ухудшает связь с Богом. Поэтому важно поддерживать, хранить и даже развивать это новое состояние перерождения.
Вот что Павел говорит о механизме грешения человека обращаясь к христианам: «Неужели думаешь ты, человек что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:3-5). Человек грешит потому что не может покаяться в грехе. А не может каяться, потому что покаяние – это результат действия, или дар Бога. Человек дары Бога отвергает, пренебрегает ими. То есть грех какой-то низкой страсти — это результат проблем на самом верху духовной человеческой жизни в общении с Богом. Если человек вместо утешения себя надеждой на спасение и благое вечное бытие, вместо наслаждения близостью к Богу, утешает себя и наслаждаться страстями, и это его не коробит, значит либо он не искренне верит, либо верит ошибочно. Если человеку для духовного комфорта кроме счастья от понимания своего спасения великой жертвой Христа, нужны ещё какие-то допинги, то у человека явно что-то не то в отношениях с Богом. Это касается и язычников, и иудеев, и христиан: «Скорбь и теснота всякой душе человека делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим.2:9-12)
У Павла очень условно можно выделить два «уровня» грешения.
Локальный, когда человек грешит спорадически под напором страстей, но потом их стесняется, избегает и кается. В этом случае грех мешает процессу спасения, но человек все еще на пути спасения. Такой уровень греховности говорит о том, что у человека в вере есть слабые места, и нужно работать над тем, чтобы веру свою укреплять.
Конечно, уверовав человек пока что остаётся склонным ко греху, но даже согрешив, человек сразу понимает, что сделал ошибку и старается больше такого не делать. Если неисполнение закона, то есть грех, случается по минутной слабости и человек прикладывает усилия к недопущению этого впредь, то это говорит, что у человека появляются препятствия на пути реализации плана спасения. Это не есть хорошо, но если человек проблему осознает и препятствия преодолевает, то он все ещё на верном пути.
Базисный, когда определяется вектор. Тут грех — это норма жизни, то это говорит, что спасение и не начиналось, ибо веры нет, единения с Богом нет. Или же человек Бога представляет неверно. То есть либо неверие, либо суеверие, либо ересь. В таком случае грехи человека сигнализируют нам о том, что человек не вышел на путь спасения. Ему еще нужно воспринять истинное Евангелие, и искренне уверовать. Павел говорит, что всем людям так или иначе – либо через откровение, либо через творение открывается Бог. Никто не может сказать, что о Боге вообще никак и ничего не знал, и не слышал. Поэтому с теми кто все-таки Бога отверг, происходит вот что:
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:21-32).
Если человек с грехами согласился и принимает их как норму, то это попущение от Бога которое сигнализирует что человек либо не верует, либо представляет Бога в извращенном виде. Если человек истинно верит то и закон будет исполнять, ведь это следствие веры. Если человек якобы уверовал, но свою жизнь не изменил, и в свете закона видно его закоренелого в греху, то тут нам закон исполняет свою главную службу – он нам сигналит, что у человека с верой что то не так, либо она слаба, либо ее нет вообще.
Если до Христа, закон играл роль путеводителя, являя образец праведности и грехи людей, (праведным считался выполняющий закон), то после Христа роль путеводителя играет живущий в сердце уверовавшего Святой Дух, праведность человек получает как дар в результате веры от Бога. А закон и его исполнение играет роль печати, удостоверения что человек верит истинно или наоборот неисполнение сигнализирует что у человека нет истинной веры. Таким образом Павел ставит закон и его исполнение в подчинение вере. Закон это уже не главная цель и даже не утешение. Закон же – это критерий, сигнализация того какова в человеке вера.
Например, человека постоянно тянет напиться. Обычно это делают, чтобы заглушить психологический дискомфорт. Но если человек глубоко и искренне уверовал, то он будет пребывать в мире, радости, надежде, и отчаяния, депрессии, которые хочется залить алкоголем, просто не будет. И наоборот если пьет, то либо вера его слаба, либо он чего-то не понимает.
Поэтому когда Павел сталкивается с грехами в общинах он не пишет что тот или иной грех плохой, но опять и опять объясняет о вере, о значении жертвы Христа, о даре спасения, ведь всякий это осознавший грешить, по крайней мере постоянно, системно, не будет. Иногда Павел даже и не называет конкретный грех по названию, а просто говорит, что знает о проблемах без уточнения, но тут же переходит на разъяснение величия и значимости Христа и того дара который он просто так даёт людям, того счастья которое приносит этот дар. Чем вернее человек понимает суть спасения, чем крепче его вера, тем меньше его тянет ко греху.
Грех по Павлу — это лишь внешний симптом глубокой болезни. И именно на это нужно направить духовное лечение. Именно поэтому ещё ранняя церковь осудила членовредительство. Некоторые ранние христиане чтобы избавиться от похоти кастрировали себя, или чтобы избавиться от зависти ослепляли себя. С точки зрения Павловой этики эти действия для спасения человека не помогали и даже вредили. Ведь это лечение симптомов, а не самого человека и его болезни.
Это как мазать мазью или прижигать шанкр на гениталиях. Шанкр может и пройдет, но бактерия сифилиса в теле останется и будет убивать организм. Надо бактерию вылечить, и тогда шанкры сами исчезнут.
Ну отрежешь ты себе яйца, ну перестанешь трахать чужих жен, но ты ведь погибаешь не от греха разврата, а от того что у тебя нет истинной веры. Только верой человек оправдывается и спасается. Грех — это сигнализация о проблемах с верой. У тебя горит дом, воет сирена, а ты вместо тушения пожара просто отключаешь сирену.
Павел учит не столько бороться со страстями, ибо этому напрямую нельзя противостоять, сколько переродиться до состояния крепко уверовавшего, святого, когда сам Бог от страстей защитит. Поэтому Павел так много пишет о сути Евангелия, о необходимости веры и как это новое состояние актуализировать: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим 8:5-10).
Если же человек называя себя христианином, в своем грехе упорствует, то он не христианин и такого нужно изгнать из церкви и прекратить с ним общение: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего... Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с пресноками чистоты и истины. Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего, но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:1-13).
Вот так Павел раскрывает для нас значение закона, этики в свете Христового воскресения. Простые, казалось бы, идеи, он преподает в ином, непростом для понимания виде. Однако согласитесь, что взгляд на этику у Павла намного возвышеннее, намного развитее и намного привлекательнее, чем восприятие закона Божьего как тоталитарного регламента.