Тройное искушение Иова

Итак, приступим к рассмотрению текста книги Иова. Будем рассматривать максимально поверхностно, обращая внимание только на самое важное чтобы не увязнуть в глубоких нюансах книги и не потерять общую картину.

***

Иов – это истинный человек. Предельный дохристианский человек. Он верен Богу и не грешит. Также и в материальном плане Иов успешен. Он богат и вероятно занимает должность царя небольшого царства.

И вот дьявол говорит Богу, что весь мир принадлежит ему. Дьявол лжет, и Бог реагирует на эту ложь – Иов дьяволу не принадлежит. Дьявол с этим соглашается. Он знает Иова и знает его праведность.

И тут многие опускают важный момент – Иов ведь до этого не был огражден от искушений Сатана. Сатан его, как и всякого человека, регулярно искушал. Иов, как и всякий человек свободен и Бог уважает эту свободу, а значит допускает искушения от дьявола.

Иов знал эту реальность и боролся с искушениями. Об этом нам говорит его признание на себе первородного греха и тот факт, что Иов приносил жертвы за детей если те вдруг бы в мыслях, согрешили.

Держа в голове этот момент теперь, мы можем понять, что было дальше: «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - не проклянет ли он Тебя?» (Иов.1:9-11).

То есть дьявол говорит, что Иов — это не свободная любящая личность, а как робот и слепой раб. Ты ему материальные блага, а он в ответ покорность. Забери блага – не будет и покорности.

Дьявол опять лжет и провоцирует Бога. Что делать Богу? Ложь и зло должно быть посрамлено. И Бог разрешает дьяволу усилить искушение Иова, дав добро забрать у него блага, детей и здоровье.

Зачем Бог подвергает страданиям и усиленным искушениям своего верного Иова? Бог что не свободен и зависим от уловок дьявола, вынужденно на них реагирует? Бог что, не мог смолчать или просто послать дьявола куда подальше?

На самом деле тут все зеркально наоборот – это Бог поймал дьявола в ловушку. Дьявол, еще со времен Адама и Евы, прекрасно знает о плане спасения от Бога, согласно которому кто-то из людей, победит дьявола и спасет творение. Когда дьявол увидел, что таким теоретически может быть первенец Евы – Каин, дьявол тут же накинулся его соблазнять и таки соблазнил.

Дьявол, когда хвалился что владеет всем миром, прекрасно знал об Иове и его особом статусе. Дьявол в своей тешуке к человеку слеп и безумен. Он пытается провоцировать Бога чтобы Тот позволил усиленно искушать Иова и таки его соблазнить. Дьявол слеп в своей похоти к человеку и думает только о возможности своей победы, тем более что у дьявола уже есть большое портфолио таких побед и дьявол верит в свою победу и над Иовом. Но слепая ненависть и гордыня дьявола не предусматривает возможность поражения.

А Бог знает, что так или иначе дьявол будет и посрамлен не раз и когда-то окончательно побежден. Бог смотрит с перспективы победы, на фоне которой даже самые тяжелые земные страдания – ничто.

Кроме того, спор об Иове идет что называется публично. Потом его обязательно запишут в книгу и будут изучать. И Бог с перспективы победы разрешает дьяволу усиленно искушать Иова. Ведь если Иов устоит – то это будет еще один шаг на пути ко Христу. Люди тысячелетиями будут читать историю Иова и вдохновляться ею, готовясь тем самым понять и принять подвиг Христа. То есть Бог полагает на Иова мессианскую миссию. А ради такой сверхцели можно и нужно потерпеть, как терпит воин, воюя за своего господина.

Это не спор Бога с дьяволом, это используя слепую ненависть дьявола, Бог дает спецзадание своему служителю Иову дьявола посрамить, показать другим как это делать и тем самым приоткрыть тайну будущего Спасения. А как лучше всего дьявола можно посрамить? А максимально близко пройти тем же путем, которым в будущем пройдет Христос, когда Он будет окончательно побеждать дьявола.

Итак бой начался.

Иов терпит от дьявола страдания, лишается всего, и что дальше происходит? Правильно – резкое усиление искушений от дьявола. Конечно же сначала идет поток искушений в помыслах, однако Иов тут же эти искушения отбрасывает: «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов.1:20-22).

Дальше страдания дьявол усиливает: «И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов.2:7-10).

Дальше искушения идут уже не помыслами, а через людей. Первым таким агентом дьявола выступает жена Иова. Кстати видим насколько женщину дьявол часто использует. В искушении Адама поучаствовала Ева, теперь в искушении Иова участвует его жена. Жена говорит по сути то же, что до этого Иова приходило в виде помыслов. Иов не поддается и искушению женщиной. Иов тверд в вере и смиренно принимает скорби от Бога. Иов знает, что без Бога с ним ничего не может произойти, и раз Бог решил – то так тому и быть. То есть взять Иова нахрапом, как Адама, дьяволу не получается.

Но и до, и после Иова подобные и даже большие испытания переносили многие праведники. Чего только стоит жертвоприношение Авраамом Исаака. Ведь это искушение состоит в том, чтобы отречься от Бога, ослушаться Его. Это всякому праведнику безумие, и никакой праведник на это не пойдет, это по большому счету даже не искушение. Самое сложное Иова ожидает впереди, когда искуситель зайдет с другой стороны.

***

После этого, к Иову приходят друзья. Но они пока ничего не говорят и просто сидят возле Иова. Иов сидит семь дней на пепелище весь в болезнях и пытается осмыслить, что происходит. Важно отметить то, что после семи дней, когда начнется разговор, это будет уже чистая библейская поэзия.

Иов говорит речь, больше похожую на вопль. Он после первого шока осознает весь трагизм его положения. Он стенает и говорит, что лучше уж смерть. Но и смерть по Иову не панацея. Там в каком-то сонном положении пребывают и праведные, и грешные. Короче все плохо. Вероятно, Иов терпит и мысленные искушения от дьявола. Однако Иов и на миллиметр не сдвинулся со своей прежней позиции. Он оплакивает себя, но Бога никак не касается.

На вот этот вопль начинают реагировать его друзья.

Тут опять нужно обратить внимание на то, что обычно пропускают. В ближневосточных произведениях подобных книге Иова – в так называемых теодицеях, друг или друзья страдальца даже и споря с ним, обычно к страдальцу доброжелательны и сочувствуют. Они даже и споря – утешают его. Это же вроде бы выплывает из текста книги Иова:

«И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов.2:11,12).

После плача Иова, один из друзей начинает говорить, но уже из первых слов видно, что явно не утешать они сюда прибыли: «И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: если попытаемся мы сказать к тебе слово, - не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову!» (Иов.4:1,2). То есть мы тебе что-то хотим сказать и тебе неприятно будет нас слышать. Но нам плевать – мы все равно будем тебе говорить, нас не заткнуть. Не спросили они Иова надо ли ему, чтобы они его лечили и учили, они пришли с другой целью. Хорошие такие друзья-утешители.

И дальше очень поэтически, очень витиевато, иногда откровенно занудно, начинается между друзьями и Иовом жестокий спор, почти ругань с использованием грубых обвинений и крепких выражений. Никакого утешения там нет.

***

Однако на время оставим Иова и перенесемся на полторы тысячи лет вперед, во времена Христа: «Иисус исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лук.4:1,2). Итак, Христос исполнился Св. Духа и выходит на свою проповедь. Он осознает, что его ждет не земной триумф, а страдания, поругания и смерть. Кроме того, длинный пост его изрядно утомил и физически ослабил. И вот на этом драматическом моменте к Нему подходит дьявол с тремя искушениями.

Мы привыкли довольно плоско рассматривать эти искушения и ответы на них. Мол Ты хочешь кушать – так сделай камни хлебом. Все намного глубже. Дьявол, зная с Кем говорит на самом деле, предлагает Ему неверные, но простые и безболезненные способы реализации миссии в этом мире. Даже не способы, а три парадигмы, мировоззрения, по которым предлагает Христу действовать:

1.«И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лук.4:3,4). Дьявол предлагает Христу действовать по принципам мира сего: Люди любят материальные блага, – значит дай их ему, и за тобой пойдут. А Христос отвечает, что материальное, хоть и важное, не может решить принципиальных проблем. И вообще логика мира сего в деле спасения жизни недостаточны. Нужно идти не за миром сим (князь которого кстати сам дьявол), а за Богом и Его Словом.


2.«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лук.4:5-8). Христос из рода Давида и имеет освященный традицией авторитет на занятие иудейского, да и вообще – мирового престола. Монархи, правящие Иудеей того времени, ведь не имели оснований для царствования, они не были из рода Давида, их воспринимали как самозванцев. А Христос – самое то, - согласно всем книгам, преданиям и традициям имеет право на царство. И народ с этим согласен. Да и царская власть это самая что ни есть исконно-посконная традиция. Но тут уже без обиняков Дьявол говорит, что эту политическую традицию авторитета и привычную всем власть Он сможет получить, только поклонившись главному правителю, "авторитету" этого мира – дьяволу. Христос, понятно, отвергает это предложения, обосновав, что Тора говорит служить и поклоняться исключительно Богу. Такая традиция ни к чему хорошему не приведет.


3.«И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего» (Лук.4:9-12). Тут дьявол предлагает третий путь – завоевать популярность и последователей мистикой и чудесами. Христос закономерно отбрасывает такой подход. Крутить мультики массам – это просто подкупать их тягу к зрелищам, никакого внутреннего перерождения это не даст.

«И, окончив все искушение диавол отошел от Него до времени» (Лук.4:13) – искушения прекратились, но только на время. Дальше Христос постоянно будет сталкиваться с ситуациями, когда от Него будут требовать хлеба, или следовать традициям «отцов», или знамения с чудесами. Ведь это так просто и на кресте висеть совсем не нужно. Эти три сатанинские парадигмы будут сопровождать Христа до самого его Распятия.

***

Но вернемся к нашим спорщикам - Иову и его друзьям. Внешний смысл этого спора таков. Еще раз. Иов принял скорби от Бога и подтвердил Ему свою верность. Иов стенает о себе, но Бога к этому не приплетает. Иов хочет умереть, но никаких самоубийственных шагов ни словом, ни делом не делает, смиренно оставляя свою жизнь на усмотрение Бога.

А его друзья ему говорят – Иов, окстись, то что тебе так плохо – это железобетонно значит, что ты большой грешник, ведь Бог без вины не карает. А то что ты не хочешь это признать, и в грехе покаяться, говорит, что ты Иов гордец и безумец.

За этим внешним смыслом лежит смысл более глубокий, ведь как разрешить эту проблему зависит от того какую концепцию теологии и антропологии принять. Друзья Иова формально говорят правильные вещи о справедливости и всемогуществе Бога и о слабости человека. Но по сути они предлагают чисто вавилонскую теологию, когда Бог показан как суперкомпьютер, который действует по простому алгоритму.

А Иов отвечает им, что не таков Бог и не таков человек, как образ Бога, и в процессе спора постепенно выдвигает другую концепцию Бога, человека и богочеловечества, вершину и суть которой Иов провозглашает и требует записать в 19 главе.

Интересно то, что трое друзей предлагают больному Иову на пепелище свою аргументацию в виде трех парадигм, каждый «друг» по парадигме, - и эти парадигмы идентичны тем, которыми дьявол искушал ослабленного Христа в пустыне.

И формально, на первый взгляд, друзья правы – Бог справедлив, Он карает грешных и праведных милует. Бог всесилен, а человек слаб. Но подаются эти формально правильные тезисы в чисто сатанинском аспекте. Так и дьявол в пустыне искушал Христа цитатами из Писания. Формально верными, но поданными лживо и криво.

Никакие это не друзья Иова – это люди, ставшие орудием искушения в руках Сатана. Иов кстати это осознает, ставя вопрос друзьям – а какого они духа? Интересно, что еврейский масоретский текст не только принижает Иова, но и пытается частично оправдать его друзей. В конце книги Бог говорит, что «вы говорили о Мне не так верно». Мол неправы друзья лишь частично. Но греческий текст неумолим: «не говорили вы предо Мною ничего истинного».

Итак, все идет аналогично будущему искушению Христа, только в порядке, зеркальном описанном у Луки.

Первый искуситель Иова это Елифаз. Он мистик, такой себе Кроули. Ему было видение якобы от Бога где он что-то краем глаза увидел: «И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, - и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?» (Иов.4:12-17). Но даже если это видение было от Бога, Елифаз его явно не понял. Опираясь на свою мистическую парадигму, Елифаз говорит, что Бог невинных не карает. А раз человек страждет, то это потому что Дух Бога так его обжигает за грехи. Поэтому нечего упрямиться – нужно напрямую обратиться к милостивому Богу, признать свою вину, и Бог не только простит, но и одарит многими ништяками.

Второй искуситель, Вилдад. Он традиционалист, такой себе Дугин, ревнует авторитет предания предков. Вилдад говорит то же самое, - что невинных Бог не карает, а Иов виновен и не должен отнекиваться, а признать вину, но основывается уже не на мистическом опыте, а на предании отцов: «Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их; а мы - вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень. Вот они научат тебя, скажут тебе и от сердца своего произнесут слова» (Иов.8:8-10).

Третий искуситель - Цофар. Он рационалист, такой себе Маркс, - и разумом, логикой мира сего, доказывает Иову то же, что и два других друга: «размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их» (Иов.20:2).

Повторюсь, что эта дискуссия очень долгая, жесткая и взаимно обвинительная. Иов на все это отвечает, что ему очень плохо, но своей вины он не видит. Но также в ответ на три дьявольские парадигмы друзей, Иов постепенно выдвигает собственную, верную и богоугодную.

Но об этом мы будем говорить позже.

Категории

Статьи