Теология Иова

Итак, друзья Иова стали орудием дьявола и искушают Иова каждый на свой лад.

Спор идет на основании одних и тех же тезисов о всемогуществе, всеведении и справедливости Бога, но каждая сторона подает их в ином контексте. Важно также отметить, что во время спора стороны никак не уступают со своих позиций.

Но на этом фоне среди прочих многих слов Иова выделяются ряд теологических тезисов, которых у друзей и близко нет, и которые эти друзья, когда Иов озвучивает, совсем не могут понять.

***

Первый важный момент, который Иов несколько раз упоминает гласит, что Иов еще до всех этих событий получил от Бога большую мудрость и Откровение. Иов пытается максимально это Откровение усвоить, понять и применить. Иов, в ответ на пустые мудрствования друзей утверждает, что Премудрость это и есть Бог, и доступ к Ней сильно ограничен и почти ни у кого нет до нее доступа: «Откуда же исходит Премудрость? и где место разума? Сокрыта Она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь Ее, и Он ведает место Ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел Ее и явил ее, приготовил Ее и еще испытал Ее и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов.28:20-28).

Но дальше Иов говорит, что еще до всех несчастий ему эта Премудрость светила: «в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы… князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня… Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно» (Иов.29:2-16).

Но также Иов знает, что вскоре Бог ему откроет еще откровений (так и будет – Бог в конце обратится к Иову с большой речью), и Иов трепещет, чтобы все это верно понять и усвоить: «Узнать бы мне, словами какими которые Он речет мне и понять бы что Он скажет мне» (Иов 23:5).

В своем первом вопле Иов Бога никак не привязывает к своей проблеме, ибо еще перед этим он смиренно принял страдание. Однако однажды Бога таки упоминает и именует Его (смотрим как более ясный греческий текст): «Тот, кто одолеет Великого кита» (Иов 3:8). Великий кит или большая рыба – морское чудовище, одно из библейских имен дьявола. Итак, первое теологическое упоминание Иовом Бога – это Тот, Кто победит дьявола. Ничего и близко подобного у друзей нет. Вот первый камень в теологической концепции Иова, которую он получил от Бога ещё до страданий.

Дальше, в главе 9 Иов вводит абсолютно новое богословское понятие: «Ибо Ты не человек еси, как я, с которым я буду судиться, что­бы нам вместе прийти на суд. О, если бы был Посредник между нами, и обличающий, и выслушивающий посреди нас двоих» (Иов греч. 9:32-35). Человек – не Бог и между ними пропасть. Ее преодолеть может только Посредник. Посредник, евр. מוֹכִ֑יחַ, дословно «разрешающий» (спор), «выносящий решение» (судебное), греч. μεσίτης посредник, миротворец.

Кто же это может быть? Ведь со стороны человека Посредник должен быть как человек, а со стороны Бога как Бог! Еще невероятнее говорит еврейский текст: «разрешающий спор, который может положить руку на нас обоих». Положить руки, обычно на головы или плечи спорящих – древнейший жест судопроизводства при провозглашении решения (помните, как боксеров и борцов судьи объявляют победителями?).

Вы можете себе такое представить: Яхве и человек, и тут появляется кто-то Третий, кто полагает руки на обоих. Даже гипотетически такое представить, не то что публично объявить, как Иов, – это даже с христианской перспективы перебор, а с точки зрения древнего иудаизма за такое и камнями побить могли. Греческий текст пытается это смягчить более абстрактными словами, но масореты это оставили как есть. Так Иов впервые в теологии вводит понятие посредника-Богочеловека. Но это только начало.

Отметим, что чем больше разворачивается спор, тем более Иов водит рассуждения о Боге в свои слова и тем чаще обращается к Богу лично на Ты, чего друзья его не делают ни разу.

В 12 главе Иов делает еще одно важное заявление. Бог оказывается не только победит дьявола, но упразднит смерть и ад: «Бог открывает глубины из тьмы и вывел на свет тень смерти» (Иов 12:22).

Дальше в 13 главе Иов ополчается на друзей и обвиняет их во лжи и лицемерии. Более того Иов будет их обвинять на суде Бога: «Но, однако же, и я к Господу возглаголю, обличу же пред Ним, если Он захочет. А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих. Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите. Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас? Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши — оплоты глиняные. Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? Если меня одолеет Сильный, хотя Он и начал, конечно, возглаголю и обличу пред Ним. И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его! Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими. Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав» (Иов.13:3-18). Обычно этот текст толкуют и переводят что это о себе о свое оправдание будет спорить с Богом Иов. Но ясно видно, что Иов говорит, что будет осуждать друзей пред Богом. Иов раскрывает им (и нам) великие тайны Яхве, а друзья как бараны гнут свою глупость.

Иов что, будет среди судей? Кто он такой, чтобы судить кого-то, тем более вместе с Богом?

В 14 главе, даже синодального перевода, Иов раскрывает еще одну тайну Бога: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою? Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:1-4). Тут Иов говорит, что в результате первородного греха все нечисты и потому век человека краток и печален. Это ясно. И дальше: «человек ляжет и не станет; до скончания неба («пока небо не будет сшито», в греч.) он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов.14:12). Сложно понять, что это значит – небо сшить, но этот стих говорит, что смерть, «сон», «успение» человека временно. Дальше яснее в греческом тексте: «Ибо если умрет человек, жив будет, скончав дни жития своего. Подожду, пока опять буду» (Иов.14:12). Иов четко ожидает воскресения из мертвых. И наконец: «После Ты позовешь, и я отвечу тебе: Дел же рук Твоих не отвращайся. Ты запечатал беззакония мои в мешок, замазал грех мой» (Иов.14:12), то есть Бог простит грех, в том числе упразднит грех первородный.

Имеем следующую картину – всяк человек грешен. Поэтому он умрет, и попадет в Шеол. Потом наступит момент и человек воскреснет, Бог человека позовет и снимет с него первородный грех. Вот такая схема спасения.

В следующей, 16 главе Иов заявляет: «И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!» (Иов.16:19). Кто это? Вспомним, что раньше Иов говорил, что для решения и его личной и вообще человеческой проблемы нужен Посредник-Богочеловек. Теперь же Иов называет решителем его проблемы одновременно и Свидетелем, и Защитником (в обычных судопроизводствах адвокат не может быть одновременно и свидетелем). Скорее всего речь идет о том же Посреднике. Только сначала Иов говорил, что хорошо бы иметь такого Посредника, а теперь он говорит, что этот Посредник уже есть и обитает Он на Небесах.

В 17 главе Иов опять, еще не закончив дискуссию уже судит, выносит вердикт друзьям (этот же вердикт потом подтвердит и Бог) и призывает выслушать его, ибо в следующей речи он скажет что-то очень важное: «Выслушайте, все вы, и подойдите; не найду я истины между вами» (Иов.17:10).

И вот в 19 главе знаменитый апофеоз и теологии Иова и всей книги, который Иов призывает увековечить: «Я знаю ведь, что Вечный существует, намеревающийся избавить меня на земле. Да восставит/воскресит кожу мою, вытерпевшую это – ведь от Господа это мне исполнилось. Это я в себе самом хорошо знаю; это глаз мой увидел, а не другой. Все же мне исполнилось в утробе». В еврейском тексте там есть еще стих: «из плоти моей увижу Бога».

В этом месте Иов связывает все то что, он говорил до этого воедино:

1.Бог победит дьявола.

2.Бог победит Ад и смерть.

3.Есть посредник, который соединит в себе человека и Бога.

4.Будет всеобщее воскресение.

5.Будет упразднен грех.

6.Посредник жив как, и Бог жив. Они одно. И Он как Бог на небесах обитает.

Наконец именно этот Посредник, Избавитель, который жив, произведет воскресение из мертвых, прощение грехов, а Иов каким-то невероятным способом видел это все сам глазами, и осознал это в сердце своем. Бога увидеть человеку, а тем более человеку падшему, нельзя, ну разве только краешек, тень Его. Но в Том Посреднике-Искупителе Бога узреть можно. Как говорит Евангелие от Иоанна – глазами человек увидеть Бога может только Богочеловека Христа, который Бога людям и являет.

То, что Иов видел Христа до воплощения на земле, знала и древняя христианская традиция. Существует даже икона – Иов видит Христа.


***

В следующей речи, в главе 23, Иов говорит, что нашел Господа: «Кто бы знал, что я найду Его и приду к завершению?», что Господь его испытал и очистил как золото: «Он знает путь мой, испытал меня – как золото я вышел», и как мы уже упоминали, Иов готовится и трепещет чтобы услышать и освоить слова которые ему скажет Бог: «Узнать бы мне, словами какими которые Он речет мне и понять бы что Он скажет мне» (Иов 23:5).

К сожалению друзья Иова ничему не вняли и продолжали упорствовать в своей лжи, поэтому Иов готовится обличать и опять судит друзей: «Изреку суд мой, уста мои полны обличений» (Иов 23:4).

В конце главы Иов говорит, как повлияло на него Откровение от Бога, греч: «В недре своем я сокрыл слова Его… Через это к Нему я усердно устремился, полагая на сердце – ведь думал о Нем. Поэтому я трепещу пред лицом Его; я постигну — и буду устрашен от Него. Господь смягчил сердце мое, и Вседержитель позаботился обо мне» (Иов.23:12,15,16). Иов получил откровение от Бога, и живёт с ним размышляя и познавая его. Что-то у Иова на сердце еще есть, но он это не дерзает озвучить (потом эти мысли Иова разберет и разовьет Бог).

Друзья не унимаются. Вилдад в 25 главе говорит, что человек гной. А Иов в 26 главе ему отвечает - ты кто такой чтобы давать советы Богу. Ты какого духа?

Дальше Иов завершает свою теологию, вообще по сути пересказывая Апокалипсис. Цитируем греческий: «Столпы неба заколебались от порицания Его. Силою Он укротил море и разумом поразил Великого кита. Запоры неба убоялись Его, повелением умертвил змея-отступника» (Иов.26:11-13). В еврейском тексте это «змей бегущий». Змей бегущий בָּרִֽיחַ נָחָ֥שׁ или в греческом δράκοντα ἀποστάτην.

Итак, море – дьявольские силы, Бог укротит, Бог уничтожит морское чудовище - Зверя, и змея ходящего, человекоподобного, отступника, то есть Лжепророка-Антихриста убьет. Мы этот вопрос разбирали в статье о зверях Апокалипсиса.

Вот такая мощнейшая и уникальная теология Иова.

В конце концов в 27 главе Иов в последний раз осуждает друзей, и провозглашает возвышенную речь, в которой с большой уверенностью говорит о своей невиновности и праведности.


На этом люди умолкают и слово берет Бог.

Категории

Статьи