Говоря о любительском или профессиональном исследовании неба, в первую очередь представляют наблюдения луны, звезд, планет, комет, туманностей и галактик. Однако на самом деле с точки зрения науки и с точки зрения библейской астрономии, главнейший объект неба это - Солнце.
Именно от Солнца, а не от планет или луны полностью зависит жизнь на земле, и именно Солнце является однозначным и за редким исключением единственным небесным знаком Бога. Никто и ничто в Библии больше Солнцем не обозначивается: "Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Пс 83:12); «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал 4:2). «Посему ночь будет вам вместо видения, и тьма — вместо предвещаний; зайдет солнце над пророками и потемнеет день над ними» (Мих 3:6) - тут говорится, что пророки умолкнут, ибо Бог-Солнце не будет уже светить им своим светом Откровения.
Солнце закономерно главный знак неба, первый в иерархии: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор 15:41). Соответственно всяческие солнечные знамения носят особо важный характер. И Первое и Второе пришествия Христа сопровождаются потускнением, а то и вообще прекращением на некоторое время свечения Солнца: «Солнце превратится во тьму» (Иоил 2:31); «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Ам 8:9).
Жена-Церковь, как и учил Павел, облекается в Бога как в одежду: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце» (Откр 12:1). Сияние Бога сравнивают с солнечным сиянием, но подчеркивают, что Солнце светит слабее: "тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мат 13:43); «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мат 17:2); «среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною» (Деян 26:13).
В Библии, если есть надобность образно показать иерархию, иногда приводится иерархия небесных светил: "И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?" (Быт 37:9-10). В этой истории с Иосифом есть важный смысл, а именно тот факт, что светила поклоняются человеку, говорит, что светила никоем образом не могут быть предметом религиозного поклонения. Заповедь запрещающую астролатрию даст Моисей, однако задолго до него Бог уже предоставил ее в видении Иосифа. Ведь не смотря на то что светила означивают даже самого Бога, сами они материальны и стоят по иерархии ниже человека, ибо человек, среди сущего, второй после Бога.
Интересно то, что Бог не давал имени небесным светилам, в том числе и Солнцу. Также нет указаний, что человеку дано это полномочие. Но грешный человек решил сам на себя это взять. Так Каин первым начал давать имена географическим объектам, да еще и в честь своей семьи. Так и Солнцу было дано имя, но имя не совсем хорошее. Солнцу семиты дали имя Шемеш, от корня שֶׁמֶשׁ что значит блестящий, гениальный, великолепный, замечательный, прекрасный. И действительно эти атрибуты приличествуют только Богу. Однако этим же именем назвали и языческого божка, который при том в иерархии стоит ниже других, в том числе бога Луны или звезды Венеры-Иштар.
Солнце хоть и материальный знак, но указывающий на Бога. Знак при внимательном наблюдении очень информативный. Но в том-то и дело, что дьявол и его мирская суета, отвратили человека наблюдать Солнце. Нам показывают раскрашенные в фотошопе туманности, снятые то ли Хабблом, то ли телескопом на самолете. А изображение Солнца не так часто мелькает в популярных источниках. Солнце стало как люстра на потолке, которую все принимают как должное и не обращают внимание. Но эта люстра на самом деле самое главное в природе и самый главный библейский знак на небе. В конце концов даже языческие астрологи выводя под каким небесным телом находится та или иная религия, признавали что христианство находится под знаком Солнца.
Солнце самое яркое и самое большое светило. И это понятно, ведь по Библии звезды, имеющие собственный свет - это личности (ангелы и люди). Солнце - наибольшая звезда, ибо Бог это высшая Личность. Луна и планеты сами по себе не светят, но лишь отражают свет Бога. Венера-Люцифер не имеет собственного света ввиду особо глубокого падения, но при этом светит ярче всех, ибо отражает и имитирует Солнце-Бога.
Солнце - самое важное светило. От него на земле все зависит. Оно самое полезное светило, ибо дает свет и тепло. Одновременно оно и самое опасное, ибо может не только светить и обогревать, но и слепить и жечь. Со стороны Солнца Бог нередко посылает людям всякие наказания: «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем» (Откр 16:8).
Благодаря Солнцу человек получил огромные возможности по реализации своего творческого потенциала в мире. И одновременно Солнце — это наибольший ограничитель человека. Как в творчестве на земле Солнце ограничивает человека в энергии, так и в постижении неба: именно солнечная радиация, смертельная для человека и аппаратуры не пускает человека за границы земли дальше в космос.
Восток и Запад как стороны света - восхода и захода Солнца играют важнейшую роль в сакральной географии библейского мировоззрения. Восток это одно из имен Бога и одновременно место из которого Бог придет в мир. Наконец Солнце хоть и видно всем, но его наблюдать в подробностях не просто. Как непросто и Бога познавать.
Однако не только сам внешний вид Солнца нам говорит о Боге, но и его движение по небу, и явления с ним связанные. Солнце ночью не видно, это говорит нам что связь с Богом у нас не постоянная и зависит от многих причин. О солнечных затмениях поговорим позже.
Пятна на солнце люди наблюдали с древности, и это их беспокоило, однако Бог также может быть в гневе, а люди искаженно его понимать и это пятна прекрасно иллюстрируют.
В конце истории будет Новое небо и Новая земля, в которой вместо материального солнца с материальным светом Сам Бог буде освещать и просвещать человека: "Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего" (Ис 60:19-20); «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр 21:23); «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр 22:5).
***
Начиная свои любительские, но при том библейские исследования неба, я решил пойти библейским путем и начать с самого главного на небе - с Солнца.
Наблюдать, а тем более снимать Солнце непросто ввиду его большой яркости. Любителям доступно два метода. Первый - это использование специальных солнечных фильтров на обычный телескоп. Фильтры эти дешевые и позволяют наблюдать немало деталей, в первую очередь солнечные пятна. Однако многие детали Солнца эти фильтры блокируют. Например, протуберанцы.
Другой способ — это использование особых фильтров или даже специальных телескопов для наблюдения Солнца в узком диапазоне спектра, позволяющем увидеть максимальное количество деталей. Однако эти фильтры и телескопы очень дороги.
Однако с помощью добрых людей мне удалось купить самый маленький, самый дешевый, почти игрушечный солнечный телескоп (оттого, однако не перестающий быть очень дорогим). И эта покупка при первом же наблюдении показала, что стоит своих денег. У меня почти нет опыта и я еще не знаю многих нюансов, однако даже методом тыка, используя самые простые методики, мне удалось сделать прекрасные снимки Солнца.
И первое же впечатление, которое складывается при наблюдении Солнца - это его полная непредсказуемость. Да, с одной стороны Солнце двигается по небу строго по определенным закономерностям, Солнце посылает на землю строго определенное количество энергии, но при наблюдении его даже с примитивными инструментами видно, что Солнце самое активное и самое непредсказуемое светило небес. Луна и Венера меняют фазы четко по правилам, вихри на Юпитере и Сатурне если и меняются, то годами и даже столетиями, а Солнце меняется каждую секунду. Иногда наблюдая Солнце в режиме реального времени на нем можно увидеть вспышку или изменение формы протуберанцев.
Имеем важнейшую черту Бога-Личности – с одной стороны закономерность и незыблемость движения, а с другой непредсказуемая свобода. Конечно Солнце во многом закономерно и менно эта закономерность позволяет существовать жизни на земле. Но эта закономерность конечно же не такая дубовая как с той же луной и звездами. В отличии от последних Солнце нельзя просчитать. Не ясно где и когда на Солнце что-то вспыхнет, какая этого будет сила и продолжительность. Это нам говорит, что с одной стороны Бог в своей любви ведет Себя по отношению своего творения закономерно, не волюнтаристски, а с другой подчеркивается, что эта закономерность не абсолютная и Бог свободен в своих действиях. То есть не связано Солнце по рукам и ногам как механизм и другие светила, а имеет какую-то непредсказуемую свободу. В конце концов дважды в истории во времена Иисуса Навина и царя Ахаза Бог изменял даже и видимое движение солнца по небу. Солнце - самое динамичное светило. Бог как самое сильное и творческое Существо не превзойден в своей динамике.
Стоп, спросите вы. А как же закономерности и цикличность солнечной активности о котором нас учат умные книги? Вам расскажут, что Солнце закономерно и подчиняется цифровым формулам, как и все в этой каббалистической матрице мира.
Наука, подстегиваемая дьяволом, дурит головы людям, что она якобы научилась высчитывать циклы солнечной активности и что нашла и там закономерности (например, о 11-летнем цикле). К этим циклам различные проходимцы привязывают политические события.
Но еще в конце 19 века в «науке» возник тихий скандал.
В 1843 г. немецкий астроном-любитель Г. Швабе на основе своих собственных наблюдений отметил, что на графике среднего числа пятен, видимых за год, четко проявляется цикличность продолжительностью около 10 лет. Это открытие удивило астрономов-профессионалов, которые в течение длительного времени полагали, что нет никакой цикличности ни в появлении пятен, ни для других видов солнечной активности. Однако вскоре после сообщения Швабе другие астрономы подтвердили наличие цикла и уточнили его продолжительность, равную 11,2 года. На основании данных старых наблюдений швейцарский астроном Р. Вольф установил, что цикличность заметна, по крайней мере начиная с 1700 г. Более старые данные не казались Вольфу достаточно надежными. К 1893 г. было хорошо известно, что цикл солнечных пятен связан как с другими проявлениями солнечной активности, так и с повторяющимися земными эффектами, такими как полярные сияния. Кривая числа солнечных пятен за год, начиная с 1700 г., имела вид волны, расходящейся без изменений в обе стороны по времени. Мало кто сомневался в том, что солнечные пятна и 11-летний цикл — вечные свойства Солнца. Тогда, как и теперь, эти свойства воспринимали как доказательство регулярности солнечной активности, что в свою очередь означало постоянство и предсказуемость свойств Солнца.
Однако в 1893 г. не хер собачий, а сам директор королевской Гринвичской обсерватории в Лондоне Э. У. Маундер, проглядывая старые книги и журналы, с трудом поверил тому, что он там обнаружил. По-видимому, в течение многих лет астрономы не осознавали того весьма существенного факта, что поведение Солнца вопреки общепринятому мнению не является регулярным и предсказуемым. Если верить данным, которые обнаружил Маундер, Солнце существенно изменилось в совсем недавние времена. В частности, согласно старым данным, закончившийся в 1715 г. и продолжавшийся 70 лет период характеризовался почти полным отсутствием солнечных пятен и других форм солнечной активности. Маундер понимал, какое огромное значение имеют эти данные не только для астрономии, но, возможно, также и для климата, а следовательно, и для будущих условий жизни на Земле.
Солнечные пятна — весьма известное явление на Солнце, и наличие цикла продолжительностью в 11 лет, за время которого эти пятна появляются и исчезают, — один из наиболее твердо установленных фактов в астрономии. Хотя в течение столетий астрономы Востока отмечали наличие на Солнце больших пятен, которые они наблюдали невооруженным глазом, Запад в основном игнорировал эти факты. Отношение резко изменилось после того, как в 1611 г. их увидел в телескоп Галилей и другие. С тех пор и до настоящего времени ведутся непрерывные телескопические наблюдения солнечных пятен.
В 1893 г. Солнце находилось в максимуме цикла, и на нем видны были сотни пятен, о чем Маундер хорошо знал. Даже в годы минимума солнечной активности на Солнце обычно находят несколько пятен; редок тот месяц, в течение которого на Солнце не появляется никаких пятен.
И все же в записях XVII века Маундер обнаружил, что тогда год за годом на Солнце не появлялось никаких пятен. За 32 года в северном полушарии Солнца не видели ни одного пятна. За 65 лет ни разу не удалось наблюдать одновременно более одной маленькой группы солнечных пятен. Было несколько десятилетних периодов, когда на всем Солнце никому не удалось увидеть ни одного пятна. Маундер обнаружил, что полное число солнечных пятен, зафиксированных между 1645 и 1715 гг., было меньше количества солнечных пятен, видимых за один «средний» год в наши дни. В 1894 г. Маундер опубликовал статью под названием «Продолжительный минимум солнечных пятен», в которой подробно описал этот странный период в истории Солнца и призвал обратить внимание на его возможное значение. Если отсутствие пятен соответствовало действительности, это могло пошатнуть основы солнечной астрономии. Маундер отметил, что такой необычный период может послужить мощным средством выяснения связи между Землей и Солнцем.
Неизвестно, прислушался ли кто-либо к словам Маундера. Не обратили особого внимания и на предыдущую его статью на ту же тему, написанную в 1890 г., а также и на опубликованную годом ранее статью немецкого астронома Г. Шперера, который первый привлек внимание Маундера к периоду с глубоким минимумом солнечной активности. Но Маундер не сдавался. В 1922 г. он снова опубликовал статью под тем же названием «Продолжительный минимум солнечных пятен», вновь подчеркивая важность существования этого 70-летнего периода для солнечной астрономиии для физики Земли. Шесть лет спустя Маундер умер, его статьи были забыты.
В 1976 году некто Джон А. Эдди, занимающийся астрономией Солнца, — сотрудник Астрофизического центра Гарвардского колледжа и Смитсоновской астрофизической обсерватории в США, опубликовал статью «The Case of the Missing Sunspots» «История об исчезнувших солнечных пятнах», в которой он заново проверил исследование Маундера, собрал дополнительный материал и пришел к тем же выводам. Было замечено и то, что еще в начале 19 века астрономы знали о минимуме активности в прошлом, однако когда теория о кратких циклах странным образом стала доминирующей, об этом минимуме все вдруг стали быстро забывать, пока об этом не вспомнил Маундер.
Эдди также пришел к выводу, что частота наблюдений солнечных пятен и полярных сияний в наши дни является необычной и что, начиная с XVII века, активность Солнца постепенно возросла до очень высокого уровня—до уровня, равного которому не было, быть может, в течение последнего тысячелетия.
Эдди начал выводить новые циклы активности Солнца, ввел название «минимума Маундера», начал размышлять о связи этих больших изменений с изменением климата, в частности Малого ледникового периода. Эту статью заметили, перепечатали во многих странах, но, как вы все уже догадались – воз и ныне там. Эту тему в своей массе «наука» хоть и знает, но продолжает игнорировать. Тем более, что идея о том, что изменение климата вызывается активностью Солнца сильно подтачивает аргументацию современных экологических троцкистов во главе с бесноватой Гретой.
Еще раз, 1976 год космические корабли что-то там бороздят, наука занимается парсеками, квазарами, пульсарами и большими взрывами. А ближайшее и главнейшее небесное светило описывается абсолютно ничем не обоснованными ошибочными теориями выдвинутыми любителями астрономии начала 19 века. Но всех все устраивает. Да и сейчас радикально ничего не поменялось. Какие-то подвижки начались только с 2010 годов, когда слишком уж много аргументов начало говорить против повестки климатических фашистов.
То есть видим, что свойства Солнца больше всего нам говорят о чертах Бога и Его отношении с творением. Одновременно и помощь, и ограничение; и любовь, и гнев; и закономерность, и непредсказуемость; и познаваемость и ограниченность в познании.
Солнцем Бог управляет климатом земли как считает нужным, и Он не связан намертво какими-то закономерностями. Одновременно с этим то, что на Солнце что-то происходит, в частности пятна, вспышки, протуберанцы и прочая активность несомненно может нести и определенный теологический смысл. И раз за последние века активность Солнца возрастает, то это кроме климатического смысла может значить, что и Бог активно наблюдает и вмешивается в человеческую историю, приближающуюся к апокалиптической развязке.