Многие люди, начинающие интересоваться Богом, задают стандартный набор вопросов:
Всемогущ ли Бог?
Почему благой Бог допустил зло?
Имеет ли человек свободу выбора, или все наперед предопределено?
Почему в мире существует страдание, если Бог всех любит?
Почему ветхозаветный Бог так жесток?
Эти вопросы в принципе всегда интересовали человека, однако в древние времена они не были так важны для людей как, например, сейчас. Причина, как я уже неоднократно писал, состоит в изменении языка человечества под влиянием вавилонской эзотерики в "осевое время". Главная суть этого изменения - это переход от личностного понимания сущего к безличностному, понятийному.
И когда человек по отношению к личности Бога и человека и их личностным отношениям, начинает использовать урезанный обезличенный язык Вавилонской "мудрости" (каббалы, философии) начинаются проблемы.
Понятийный язык - одномерный, тогда как личность многомерна. Представьте себе, что вместо стереометрической картины по осям X, Y, Z, нам оставили лишь ось Х, - что она сможет показать?
Но понятийный язык настолько глубоко укоренился в человеке, что узнавая о Боге, человек не задается первым вопросов, как в древности "Как спастись?", "Как наладить отношения с Богом?", а ставит философские вопросы о зле или о могуществе.
Попытаемся разобраться в проблеме
Итак, всемогущ ли Бог?
В этом сложнейшем многомерном вопросе стоит попытка решить его с помощью примитивного одномерного понятия: Все-могущ ли Бог?, то есть все ли Бог может?. И нам это одно измерение оставляет лишь два ответа со знаками + и - . И на него есть философски верный ответ - нет, Бог не всемогущ. Есть вещи которые Бог сделать не может. Вот типичный пример: "Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]" (Мар.6:4,5)
Бог это не супер-машина, как его пытается представить понятийная "мудрость" и описать Его одним понятием нельзя. В данном случае Бог не смог сотворить чуда ибо Ему не верили. Бог создавая человека, как личность, по своему Образу и Подобию, наделил его свободой, и поэтому, эту свободу Бог преступить уже не может. Сам всемогущий Бог наложил на Себя ограничение - это свобода твари. И Он уже не всемогущ ее преступить. Как видим, чтобы хоть немного мочь находить ответы на такого рода вопросы, нам нужно выходить за рамки понятий и вводить дополнительные измерения (в данном случае - это свобода). Но, как покажут дальнейшие размышления, и этого дополнительного измерения, часто не достаточно.
Имеет ли человек свободу выбора или все наперед предопределено?
Свобода - это базовая характеристика личности, и Бога, и ангелов, и человека. И понятийное, вавилонское мышление понимает свободу как "делать что хочешь" в рамках возможностей, то есть произвол. Согласно библейскому языку, чистой, философской свободы "как таковой" не существует. Свобода - это быть-с-Богом. Несвобода - это отказаться от свободы-с-Богом и отдать себя в рабство, несвободу дьяволу. В раю Бог поставил древо познания добра и зла. Перевод этот в корне не верен. Во-первых, в Библии "познать" это значит не "узнать", но соединиться. Познал Авраам Бога - это значит, что Авраам соединился с Ним, познал муж жену - соединился муж с женой. Во-вторых, "добра и зла" переведено не верно. В еврейском тексте имя прилагательное "хорошого и злого", а септуагинта еще подчеркивает - термин "злого" переведен πονηρός, "лукавый" и именно этим термином в Новом завете часто именуют дьявола: "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (ἐκ τοῦ πονηροῦ ἐστιν)" (Матф.5:37). Термин же "хороший" טוֹב в Библии, особенно в смыслах "хорош вполне, благой" используется по отношению к Богу. То есть дословный перевод "древо соединения с личностями Бога и дьявола". В раю люди уже были соединены с Богом, но будучи свободными - имели возможность от свободы отказаться, отдавшись в повиновение дьяволу. Но Бог предупредил, что даже частичная попытка отхода от Бога приведет к распаду личности: отделению души от тела, - то есть смерти.
Еще раз: свобода по Библии - это быть с Богом, а несвобода - рабство дьяволу. Истинная свобода это не произвол - "делаю что вздумается", а это быть частью хорошего не отведав лукавого.
Дьявол, когда искушал людей, не говорил им, что надо отказаться от Бога, наоборот он говорил, что для истинной личности важно познать и Бога и дьявола. Но для того, чтобы это познать, нужно преступить заповедь Бога, то есть заменить свободу быть-с-Богом на свободу-произвол.
Человек как свободная личность, имеет возможность отказаться от жизни и свободы ради рабства и смерти. Страшная вещь - да! Но возможность быть как Бог, это такое благо, которое стоит риска появления в мире зла. Это и есть ответ на вопрос почему благой Бог допустил зло? То что человек получает в случае реализации его богоподобия, стоит даже большого риска.
Со свободой разобрались. Вторая часть вопроса - предопределение. Уже наперед все известно о судьбе человека, или человек может изменить свою участь?
Знал ли Бог, начиная творение, что человечество может согрешить? Знал - и поэтому еще перед сотворением человека, на великом Совете, Сын Бога согласился, в случае грехопадения человека, воплотиться и умереть за человека. Знал ли Бог, что человек точно согрешит? Дерзну сказать, что не знал.
А как же всезнающий Бог может чего-то не знать? А так же как и в случае с всемогуществом Бога. В отношении к подобному Себе человеку, Бог ограничил свое всезнание незнанием некоторых вещей.
Классический пример этого божественного незнания: Уже после Воскресения на вопрос о точной дате Второго пришествия, Христос ответил «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мар.13:32). Но поскольку Христос и Отец - одно, то можно предположить о добровольном незнании Божества и даже Дня Второго пришествия.
После грехопадения, Адам хоть и отдался дьяволу, но и от Бога полностью не отошел. И поэтому Бог дал Адаму ряд инструментов чтобы полностью дьяволу не стать рабом, а именно: страдание, вражду с дьяволом и надежду на Спасителя-Христа, который придет спасать человечество. Но главное - Бог дал человеку время и историю. Результатом греха есть смерть. Но смерть не сиюминутная. Бог дал человеку ограниченное время земной жизни на борьбу с дьяволом и приближение к Богу. И как человек распорядится этим во время своей жизни - не знает даже Бог. Никакого предопределения нет.
Кстати, в этом есть и ответ на то, почему добрый Бог допускает страдания. Во-первых, страдание есть результат греха. В иврите термин "грех" и "наказание за грех" - это одно и то же слово. Грех тянет за собой страдание. Во-вторых страдание - это один их инструментов спасения. Бог допускает страдание, как горькое лекарство, чтобы вразумить человека. В Писании разделают три вида людей. Первый, - это праведники, которым посылаются испытания для укрепления и защиты. Второй, - это не конченые грешники, которым Бог посылает испытания для вразумления и возвращения к Богу. Иногда, ради спасения одного человека страдает другой, например дети страдают, чтобы облегчить участь родителей. Третий - это конченые, неисправимые грешники, на которых страдания и испытания уже не не только могут воздействовать, но и наоборот их обозляют. Как правило такие люди живут долго и хорошо, без бед, а потом их уничтожают и стирают в прах небытия навсегда (как это случилось с Каином).
В-третьих, вместе с людьми сострадает и Бог.
Мы знаем, что Христос пострадал за всех людей, за возможность им спастись. Но в Библии есть еще поразительная история, которую обычно не комментируют.
Среди евреев случилась нехорошая штука. Период судей - от перехода в Землю обетованную до 11 века до н.э. ознаменован большой внутренней свободой народа. Они жили племенами и родами, пользовались автономией и многими свободами, а материальное состояние было равномерным - не существовало большого неравенства, среди евреев доминировал средний класс. Но такое состояние требовало от людей большой ответственности и усилий для реализации свободы. А евреям этого не хотелось, их греховная природа тяготела к рабству, и они начали требовать от Бога, чтобы Он им поставил царя, который бы ими правил железной рукой, а они ему подчинялись. Богу это не нравилось - ведь евреям Царем был Сам Бог, Он не хотел давать им царя земного, чтобы народ был у него как раб. Но евреи требовали царя. И вот Бог нашел им царя - Саула. Поначалу Саул был царем хорошим, но потом он начал грешить. И вот что говорит Писание:
"И было слово Господа к (пророку) Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил". (1Цар.15:10,11) То есть, Бог ограничил свое всезнание и поставив Саула царем, который впосле согрешел, - Бог пожалел об этом.
"Печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся (термин неудачный, дословно "пожалел"), что воцарил Саула над Израилем" (1Цар.15:35)
Дальше мы видим что человек пророк Самуил печалится о человеке Сауле, поскольку Бог пожалел, что поставил его на царство. И дальше происходит что-то невероятное.
Бог приказывает Самуилу тайно помазать нового царя - Давида. Саул начинает преследовать Давида. Там долгая и сложная история взаимоотношение Давида и Саула, и вот после смерти Саула и воцарения Давида, Давид пишет псалом: "Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал: Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!" (Пс.17:1,2) Перевод как синодальный, так и септуагинта - пишут "возлюблю", тогда как в еврейском тексте приводится все то же "Пожалею". "Пожалею тебя, Господи, крепость моя!"
Бог жалеет что поставил Саула. Богу плохо. Бог страдает вместо с людьми. А человек Давид видя это - жалеет уже самого Бога!
Таким образом получается какой-то странный Бог. Он уже не всемогущ, не всеведущ, допустил зло и грех, допустил, допустил чтобы дьявол перехватил управление миром и стал князем мира сего. Этот Бог страдает, сожалеет, при чем настолько, что иногда даже люди начинают жалеть Его. Даже избранный этим Богом народ начинает от Него отвращаться. Наконец, когда Бог как человек приходит в мир, Его же народ убивает Его.
Этого не могли понять ни большая часть иудеев, ни язычники: "мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие" (1Коринф.1:23) Ведь большая часть иудеев хотели видеть в Боге что-то среднее между дубиной для наказания врагов и банкомата, который дает своему народу разные блага. Иудеи насмехались над Христом, говоря: "Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста" (Матф.27:40)
Язычники называли христианского Бога - ослоголовым. Ведь их "боги" были жестоки, корыстны и надменны с людьми, по сравнению с которым Христос на кресте - какой-то хлюпик и слабак.
Но у этого странного, так до сих пор подавляющим большинством человечества непонятого Бога есть то, чего нет ни у кого другого - безконечная любовь к людям. Любовь отцовская - Бог людям отец, и любовь братская и дружеская - Бог одновременно людям и брат и друг. Божья любовь превосходит все самоорганичения Божества.
Именно ради человечества, ради любви к нему, ради реализации людей как богоподобных существ, Бог себя и ограничивал и страдал, и пожертвовал Собой.
Многие люди часто говорят - мол если бы Бог любил нас, то не допустил бы таких больших страданий. Но все как раз наоборот - именно потому, что Бог любит людей, Ему удается минимизировать все неприятности людям, которые пребывают в греховном рабстве и живут в мире, князь которого Сатан. Именно благодаря Богу мир этот еще окончательно не превратился в ад.
И наконец последний вопрос, который чаще всего ставят: почему ветхозаветный Бог так жесток?
Не в смысле наказания за грех, в том числе и евреев, а в смысле Его указаний уничтожать врагов Израиля геноцидом.
Нужно понимать, что древний Израиль был теократическим государством. И дьявол подталкивал соседние народы нападать на Израиль. И израильтяне воевали против них. А где война - там и жестокость. Однако в воинственности для иудеев Бог поставил ограничения. Так иудеям запрещено было иметь стратегическое наступательное вооружение того времени - боевые колесницы (хотя евреи часто нарушали этот запрет). Кроме того, Бог иногда приказывал миловать евреям их врагов.
Однако было немало случаев, когда Бог прямо призывает евреев к геноциду проти врагов. Вот пример: "иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла" (1Цар.15:3)
Дело в том, что некоторые народы настолько погрязли во зле, что жить рядом с ними было смертельно опасно, а обратить на верный путь - не возможно. Некоторых, как например Содом, Бог уничтожал лично. А некоторых, приказывал уничтожить евреям.
Кроме того, известно, что землю Израильскую, до прихода евреев, населяли потомки человекоподобных гибридов-гигантов, подобных тем, которых Бог уничтожил в Потопе, например Рефаимы, Зузимы, Замзумимы, Эмимы, сыновья Енаковы и т.д. Эти полулюди отличались большой жестокостью и ненавистью к евреям и Богу. Но поскольку они собственно людьми не были, а были мутантами - единственный способ их победить - уничтожить всех до одного. А поскольку даже их домашняя скотина была мутированная - Бог приказывает уничтожить и ее.
Но нужно помнить, что время теократического государства Израиль безвозвратно окончилось с приходом в мир Христа. И поэтому никакие оправдания войны христианами и от имени христианства не могут быть приемлимы.