Про старообрядцев

Старообрядцы это не какое-то единое движение, а множество автономных христианских сообществ и общин, в которых нет единого центра и единого богословского подхода. Да и сам термин "старообрядчество" стал использоваться не то в 19 не то в 20 веке. Имперские власти всех старообрядцев называли исключительно раскольниками. Если человек не ходит в официальную РПЦ - значит раскольник, то есть старообрядец. Например взять Германа Стерлигова, он свой раскол (считает РПЦ раскольниками) ведет к патриаршеству Иова, а не Никону. Если бы он жил в имперские времена, его бы власти считали раскольником, то есть старообрядцем, однако он сам себя к старообрядцам "никоновского" раскола и позже не относит.


Поэтому причины раскола у раскольников могли быть совершенно разные, даже не "никонианскими". Там по каждому расколу надо разбираться отдельно. Да и по "никонианскому" расколу много вопросов, почти все источники по этому расколу - государственные, а историю пишут как известно победители. Были ли эти раскольники недовольны реформой Никона или это был только повод, а сами раскольники были спящими несогласными ячейками внутри РПЦ, недовольные первым патриархом Иова, используя не-государственные источники, установить в настоящее время не представляется возможным. Сейчас спустя уже 400 лет черт ногу сломит, что там было на самом деле.


К тому же не все старообрядцы являются "не-системными", есть такие общины кто живет в глухих местах и по минимуму контактирует с этим миром и тем более властями, а есть и такие кто неплохо себя чувствует, работая на государство, на администрацию президента, получая от него гранты, жалованье, грамоты, медальки. Да и раньше такие были, кто в купечество вступал, кто в казачество, то есть пытались вести автономный образ жизни, но в легальном правовом поле.

Категории

Статьи