Приоритет теологии перед экклесиологией

Эту тему мы уже затрагивали в статье "Богословские причины упадка в христианстве". Теперь же хотим ее дополнить и посмотреть с других сторон.

15.03.2018

После острого кризиса христианства в 18 – первой половине ХХ века, христианская мысль массово обратилась к проблеме Церкви – экклесиологии, небезосновательно считая, что кризис христианства во многом обусловлен кризисом церковного устройства. Появилось множество экклесиологических работ, которые приоткрывают нам библейское основание Церкви и предлагают формы церковной жизни для современности и будущего.

Однако следует признать, что экклесиология, достигнув неплохих результатов, остановилась, упершись в стеклянный потолок. Проблема этой остановки состоит в том, что какие-бы варианты экклесиологий не были предложены, в реальной жизни они с необходимостью будут скатываться в две крайности – или тоталитарные секты слабых духом людей попавших в зависимость от психологического доминатора, как это произошло с многими протестантскими движениями, или же в сложную бюрократическую иерерхическую структуру – Систему по образцу государства или корпорации (как это случилось с православными и католиками) со всеми вытекающими извращениями и деградациями.


Почему так происходит? Если та или иная экклессия-церковь претендует на звание христианской, то чтобы ей сохраниться в установленном Христом обличии – ей нужна поддержка и ведение Св. Духа. Только Дух может спасти от скатывания в секту или систему. А раз такое скатывание повсеместно – то значит какие-то проблемы у людей с общением со Св. Духом, с богообщением. А проблемы с богообщением возможны только в случае неверного представления о Боге, человеке и их отношениях.

Поскольку человек есть образ Бога то верные представления о человеке вытекают из верных представлений о Божествете, то есть об истинной теологии. Кризис церкви – это результат кризиса теологии. Христианские мыслители, начав распутывать клубок с конца шли от кризиса христианства и веры к кризису церкви, а теперь от кризиса церкви мы подошли к кризису теологии.

По нашему мнению, сердцевина теологии, а за ней и антропологии, лежит в личностном характере Бога и человека и в личностном характере их общения - сыновстве, дружбе, ученичестве. Ведь общение царь-раб — это общение больше юридическое, обезличенное, механистическое, но не личностное.

Почему произошло обезличивание и скатывание во властные, механистические юридические отношения в общении с Богом? Потому что это старая технология дьявола, которая состоит из двух этапов: 1)обезличивания и дезориентации (Матрица, Вавилон) с оцифровкой всего сущего, 2) а потом, когда это доходит до кризиса – предлагают выход через ложную личность – дьявола и антихриста (Зверь, Каин).

В христианстве во втором веке произошли важные изменения. Их много, одно из важнейших – это смещение вектора христианского мировоззрения с Бога на церковь, которая уже тогда изживала из себя харизматов, живущих по велению Св. Духа и превращалась в бюрократическую структуру. Большая загадка состоит в том – почему не произошло «короткое замыкание». А если произошло – то в каких формах где и как. Этот вопрос мы попытались поднять и раскрыть в нашей статье «Что произошло в раннем христианстве или где короткое замыкание?» куда и отсылаем читателя.

Однако почему так произошло? Ответ может быть только один, и жаль, что мало кто на этом делает акценты. Это приоритет теологии – представления о Боге в познании и построении христианской жизни. Зная какой Бог, мы знаем какой человек, а зная каковы Бог и человек, мы уже можем знать как организовывать церковную жизнь – как средоточия общения Бога и людей. Если Бог свободная творческая любящая личность, то и церковь – это собрание свободных творческих любящих людей. Если Бог — это только принцип, идея, функция, царь или судья – то и церковь у нас предстает как иерархический функциональный механизм несвободных и нетворческих винтиков, ведомых страхом наказания и желанием поощрений.

Как в XIX-XX веках христианские мыслители восстановили библейское понимание церкви, так в XXI веке они должны восстановить библейское понимание Бога и человека. Иначе вся та новая экклесиология быстро скатится в болото. Мы живем сейчас на пике обезличиваемой цифровой матрицы Вавилона. А Откровение нам говорит, что Вавилонская блудница рухнет и на ее место придет Лжепророк-антихрист, личность, только со знаком минус, которую дезориентированные обезличиванием люди примут за истину. Это ощущение приближения последних времен тем более должно стимулировать к восстановлению библейской теологии.

Именно личность и такие ее наиболее яркие примеры как отцовство, сыновство, дружба, братство, наставничество, ученичество и определят личность и отношение личностей.

Как развивалась теология у греков, точнее, как ее развивали? Развитие греческой теологии под влиянием философии – это вполне управляемый и хорошо организованный проект адептов так называемой «вавилонской мудрости», жрецами инфернальных сил, среди которых были кстати многие философы, например, Пифагор и Платон.

Главные черты динамики греческой теологии – переход от антропоморфного, личностного язычества, многобожия к фактическому однобожию, однако с заменой самого Божества на идею Божества – Абсолют. Если до того греки представляли богов в виде статуй-идолов из камня, металла, дерева, то философия призывала представлять Божество в виде идола интеллектуального – Идеи.

Божества греческого пантеона - слишком человеческие в негативном понимании человека со всеми его слабостями, заменялись обезличенным Абсолютом – функцией, суперроботом, суперразумом, но представленным человеческим творением, только творением не рук скульптора, но интеллекта философа. Абсолют неличностен, он холоден, а значит мертв.

У иудеев теология развивалась по-иному. Переход от антропоморфного язычества, представленного в виде рукотворных материальных идолов, как и у греков, привел к строгому единобожию. Однако представления о едином Божестве у иудеев развивалось от человеческого к сверхчеловеческому. Если у язычников боги были как люди со всеми их слабостями, то Бог иудеев представлялся как гиперличность, Личность вполне в которой «человеческое» представлено в самых лучших его чертах.

Возникла серьезная проблема – как личностное в Боге представить людям, не умалив, не ограничив тварным (скульптурой или идеей) неограниченного нетварного Бога?

И в Библии найден лучший вариант. С одной стороны, строжайший запрет на представление Бога в виде изображения или интеллектуального образа, а с другой – в наиболее ярком описании Его личностных черт: Бог говорит, видит, дышит, слышит, ходит в саду, восседает на небесах, земля — скамеечка под ногами Его. Бог радуется, печалится, любит, ненавидит, милует, жалеет. Бог общается с людьми. Такое описание Бога в Библии не замыкает Его в каких-то ограничениях, как это у язычников, оккультистов или философов, но наоборот показывает разомкнутость - главную характеристику Личности для свободы и безконечности.

Как видим – у философов-оккультистов совсем противоположный Бог-Абсолют, который вроде и есть, который вроде бы и везде, но которого вроде бы и нет.

В Библии, особенно с возникновением христианства, появляются и более сложные образы Бога. Их условно можно разделить на две группы: Бог для тех, кто к Нему стремиться, и Бог для тех, кто от Него отдаляется.

Для первых Бог-Троица, это Бог-Творец-Отец как Отец (человеческое отношение к Богу как сыновство), Бог-Сын – Богочеловек, как Брат и Друг человеку (отношения братства и дружбы), Бог Св. Дух, как утешитель, наставник и водитель (отношения ученичества, воспитанничества). Эти образы выбраны не просто так, а потому, что в них максимально раскрываются черты Личности во всей ее полноте, а самое главное в трех ее важнейших составляющих – творчестве, свободе и любви.

Для тех же, кто от Бога отдаляется, Его игнорирует или даже выступает против Него, Бог приставлен в образах менее личностных, в которых личность уже ограничивается. Это не значит, что Бог ограничивается, это значит, что человек Бога избегающий, не может усвоить многих аспектов Личности Бога, но может усваивать Бога лишь в сильно ограниченном формате. Это образы Царя и Судьи. Сразу понятно, что Царь и Судья — это больше функции с сильно ограниченной свободой, чем личности. Но грешник только так и может принимать Личность Бога. Грешник-отступник в контакте с Божеством это подсудимый и раб. Если же грешник возвращается к Богу, то он к Судье «на суд не приходит», и его больше рабом не называют, но он стает сыном, другом, воспитанником.

Более позднее христианство странным образом отошло от личностного Бога, сконцентрировав внимание на Боге как должности и функции – Царя, Судьи, Карателя и Милователя, «волшебной палочки». Более того, в христианстве крепко засела ересь пантеизма или абсолютизма (Бог как Идея-Абсолют). Классическая христианская теология («теология отцов») насквозь пропитана языческими платонистическими или аристотелевскими бреднями от псевдо Дионисия Ареопагита до Фомизма, философией мало что имеющей общего с библейским Богом. Такой теологический поворот автоматически как умалил Бога в христианстве, так и возвысил церковную бюрократию, дав ей право быть наместниками Бога на земле.

Это случилось, под влиянием ряда факторов, а именно:

1. Влияние пост второхрамового иудаизма, который все больше скатывался в пантеизм (каббала) и юридизм-механицизм в отношении с Богом.

2. Влияние языческой философии, религии и оккультизма, в которых Бог — это не личность, но идея. Особенно сильно повредил христианский разум платонизм, точнее неоплатонизм, который стал основой христианской теологии отцов.

3. Влияние искушения власти и деньгами, когда в погоне за земным церковь превращалась в корпорацию, основанную на праве и норме, а не на личных отношениях

Интересно что значительная часть исследователей, как христианских, так и светских, оценивает библейскую теологию как архаику для ближневосточных бедуинов. Но мы же типа вумные – мы Бога представим в виде неоплатонистических бредней и это современно и верно. По этим причинам в Теологии христиан Бог начинает умаляться через обезличивание, формализацию и превращение Его в функцию, функцию подателя благ и наказаний, функцию управления, суда и т.д. О личностных характеристиках Бога забывают.

Сейчас для многих тяжело признать, что библейский Бог «со скамеечкой» и Бог как Непостижимое у неоплатоника псевдоДионисия Ареопагита это принципиально противоположные теологии. Но Писание нам представляет Бога именно со скамеечкой, предостерегая против увлечения философиями. И именно человеческий слишком человеческий, гиперличностный, а не мертвый Абсолют, был Бог-Христос.

Если же считать Бога как функцию и конструкцию, то стает легко и сместить главные вектора христианства с собственно Бога на церковную структуру. При чем эта структура стает такой же конструктивно-функциональной, но не межличностной.

Проникновение в христианство и вытеснение библейской теологии философской безличностной, тварной, механистической, оптической, образной теологией «вавилонской мудрости» факт яркий, кричащий и жуткий.

Однако подавляющее большинство теологов современных и древних, включая большинство отцов этого не только не видят, но и поддерживают такую подмену. В экуменическом угаре многие начинают искать общее между христианством и другими мировыми религиями и мировоззренческими концепциями. В чем-то они правы: не смотря на внешние отличия, у индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, талмудического иудаизма, каббалы, философии есть один общий базис и источник, - так называемая примордиальная вавилонская мудрость. Суть этой «мудрости» в том, что 1) Божество (а значит и человек, и ангелы) у всех этих концепций обезличено и представлено в виде интеллектуального конструкта; 2) весь мир представлен как цифровая и понятийная матрица.

Однако в библейском христианстве все как раз противоположно этой вавилонской мудрости и ее продолжениям в виде философии, оккультизма и других религий. В библейском христианстве Бог, ангелы и человек личностны и Церковь, и вся вселенная — это не матрица, но результат взаимодействия личностей.

Категории

Статьи