Евхаристия - не мистериально-магическое, не физиологическое, не культовое и не манипулятивно-формальное действие. Смысл не в приобщении физиологическом, в редуцированном понятии "причастия", когда сам термин не подразумевает ни веры в Сына Божия, ни благодарения как такового, ни любви.
Мы принимаем в себя саму воплотившуюся проповедь - Новый завет в Крови Сына Божия, новую жизнь во Христе. "51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?" (Евангелие от Иоанна. глава 6) Но как для иудеев слово о питании плотью мессии была соблазном, так и для языческого менталитета более поздних христиан эта мысль оказалась безумием. Они ее принять не смогли и предпочли переработать под свой греко-римский менталитет. Но это и понятно.
Человек ищет легких и достоверных путей. Ищет получения доступа к освящению не в вере, не в любви к Богу, не в духовном труде постижения воли Божией о человеке, а в кодификации внешних условий совершения "таинств", а по сути в языческом понимании (царящем до сих пор) мистерии, превращения хлеба и вина в тело и кровь Богочеловека. Легче ввести внешние правила: законный священник-назначенец, правильное вино и хлеб, правильный обряд и чин. И вот оно - освящение - уже в кармане! Уж очень хочется гарантий в получении чего-то чаемого ради формального выполнения условий. Особенно когда человек действует из страха или по корысти. А с принятым за норму образом Бога-деспота, навязывающим бессмертие в подчинении Себе, когда мотив любви, заменен страхом (вечных мук) или корыстью (достижения неких "райских блаженств" - заметим, не Бога, не Его Царствия, а вполне гедонистической идеи "рая"), понятие любви обесценивается, а на первый план выступает покорность и... именно то самое формальное выполнение условий. Но если человек причащается без понимания, без осознания этого действия как акта принятия Бога в Его проповеди, без благодарения, основанного на любви, то хлеб и вино останутся лишь продуктами питания. Т.о. глупо говорить о "действительности" или о "недействительности" конкретного акта Евхаристии. Ее не докажешь и в ней не убедишься, разве что по действию Духа в себе, но и оно неизъяснимо!
Бессмысленны рассуждения о существе физического тела и крови Иисуса "под внешним видом", "при акциденции" хлеба и вина, о "моменте пресуществлении", вообще о "пресуществлении" как буквально о магическом превращении хлеба в плоть (остающуюся под видом хлеба), вина в кровь (опять же ведь остающегося под видом вина). Все эти рассуждения являются судорогами языческого сознания, пытающегося объяснить себе тайны Божии, и урвать от них себе кусочек.
А уж тем более рассуждения о законности или незаконности (!) благодарения, проистекающей от внешних причин - наличия или отсутсвия рукоположения и "санкции священноначалия" благодарящего. Ведь известно , что в апостольские времена все христиане считались "царственным священством", даже епископы рукополагались старейшинами общины (в свою очередь, кстати говоря, никем не рукоположенными). Само рукоположение (а уж тем более назначенческого как ныне) не был обязательным для предстоятеля на евхаристии. Также и зацикленность на правильности исполнения кодифицированного формализованного обряда и произнесения формализованных текстов, на качестве продуктов, используемых в качестве евхаристических даров суть издержки позднего времени и свидетельство превращения Благодарения-Евхаристии в культ.
Есть всмысл говорить об осмысленности или обезсмысленности конкретного акта Благодарения-Евхаристии. Если евхаристия совершается не ради благодарения, т.е. исходя не из внутреннего мотива любви благодарящего к Богу, а из соображений умилостивления (т.е. из страха) или формального освящения ради получения каких-то нафантазированных духовных бонусов (т.е. ради корысти), то такая "евхаристия" просто безсмысленна, собственно, она уже и не "евхаристия" т.к. уже не благодарение, а нечто другое. Евхаристия - не "одно из таинств" (по-гречески читай "мистерий"), не культ, а вершина и смысл проповеди, вершина и смысл Евангелия - Благой вести.
Когда нет осознаваемой связи между проповедью Евангелия и Евхаристией (как актом ее принятия), тогда проповедь становится лишена главного - осознанного, прочувствованного глубинами естества, волевого выбора человека. Человек может сочувствовать услышанному в такой незавершенной проповеди, но по-прежнему ходить вокруг да около источника жизни, внутренне кардинально не меняясь. Именно в Евхаристии собрание верующих, принявших Благую весть, призывает Духа Божия, чтобы каждому измениться к лучшему и чтобы устоять в своем выборе.
Без покаянного акта посвящения себя и мира Богу в Евхаристии, без подаваемых Богом в Евхаристии даров Духа изучение Священного Писание и молитва рискуют остаться более интеллектуальнно-эмоциональным упражнением, чем актом соединения с Богом - Источником Жизни. 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. (Евангелие от Иоанна. глава 6)