Очерк высшей теологии

У каждого христианина возникает вопрос – а как быть со спасением грешников, которые отвергают или игнорируют Христа. Ведь у каждого есть родные и близкие кому христианство «не зашло». Вариант что они будут вечно гореть в аду, а христиане в раю будут на это спокойно сверху наблюдать, каждому адекватному христианину претит.

Скажу сразу, что эта проблема не имеет на данный момент ясного решения в христианстве. И по-хорошему лучше этими темами вообще не задаваться. Но сказать просто, а в реальности задаются ими все. Я тут попробую обрисовать собственное видение проблемы.

***

В теологии есть вопросы, на которые исходя из прямого, рационального толкования Писания нельзя дать однозначного ответа. Все они касаются природы Божества. Но эти вопросы не от праздного любопытства, ибо от того каково Божество зависит понимание природы и судьбы человека, в частности его спасения.

Бог с человеком, начиная с Ноя, заключил четыре спасительные договоренности – заветы. И тут возникают вопросы – как это спасение произойдет. Поскольку человек и Бог суть свободные личности, то и спасение — это обоюдный процесс. Со стороны Бога это вопросы о троичности единого Божества, о двойной природе Христа, о смысле Его Жертвы. Со стороны человека это что делать человеку для спасения, какова роль свободы человека в спасении и что будет с теми, кто не захочет или не сможет принять спасение.

Первая группа вопросов — это вопросы о том что/кто есть Бог. От этого зависит возможность спасения вообще и какое это спасение. Бог один или три, Христос — это Бог или человек?

Вторая группа — это вопросы каков есть Бог. Ибо от этого зависит кто из людей будет спасён, какова роль человека в спасении, какова судьба тех, кто не спасётся. Бог всемогущий или ограниченный, справедливый или милостивый?

Если читать Писание, то там на эти вопросы даётся множество ответов, но они разные и даже противоположные. –

  • Бог один, но Отец, Сын и Дух каждый также Бог.
  • Христос сын человеческий и сын Божий.
  • Чтобы спастись нужно уверовать, но вера — это дар Бога, Бог избрал людей себе, а не люди Бога.
  • Христос пришел чтоб спасти всех, но спасутся немногие, а грешнике в муки вечные пойдут.
И как быть? Как понимать эти противоположности. С точки зрения человеческого разума снять эти противоположности нельзя. Но выбрать одну из них — это значит отказаться от другой части Откровения.
Однако само Писание даёт нам несколько ключиков, которые помогают выбраться из этой логической ловушки разума.
В вопросе что такое Бог, Писание учит, что Бог безконечный и Он превышает Cвою природу и все ограничения кроме тех которые Он сам на себя наложил. И хотя человек что-то может знать о Боге, но в целом Бог непознаваем человеком, и это является приоритетной предпосылкой для толкования Писания.
Человеческий разум слаб и поврежден грехом. И если что-то о Боге очень легко этим разумом воспринимается, то это что-то очень узкий аспект Божества и нам мало говорит о Нем. Но если что-то о Боге в наш разум не хочет укладываться, то это что-то говорит о Боге уже больше.
А значит в случае логических противоречий мы выбираем тот вариант, который с точки зрения человеческого разума самый невероятный.
Повторюсь что речь идет не о любых мыслях о Боге, а о том, что о Боге нам говорит Писание. Рассматривая то, что нам дает Писание, и попадая в затруднение с пониманием этого, мы выбираем из вариантов, которые можно почерпнуть из Писания тот, который хуже всего укладывается в наш разум, выбираем самый невероятный из них.
Например, Писание в одном месте говорит, что Христос — это Человек, а в другом, что Бог. Есть вариант ещё что Он и Бог, и Человек одновременно, но это с точки зрения разума человека алогично и невероятно. Вот поэтому следует выбирать именно этот самый невероятный вариант.
***
И если в вопросе природы Божества были выработаны формулы символа веры, максимально понятно для человеческого разума, то в вопросе соотношения милости и справедливости, как и соотношения свободы выбора и предопределенности спасения для человека, таких формул не выработали и разные богословские школы по-разному толкуют эти моменты. Соответственно в разных конфессиях и течениях разные доктрины.
  • Одни учат что спасение целиком зависит от выбора человека.
  • Другие учат что спасение предопределено Богом наперед.
  • Одни учат что спасутся очень немногие, а остальные идут на мучения в ад.
  • Другие учат что в конечно счёте Бог спасет всех.
В вопросе каков Бог, Писание утверждает, что главная и приоритетная характеристика Бога по отношению к человеку это милость и жалость. Напомню, что когда Моисей попросил Яхве явить ему Себя, Яхве сказал, что это невозможно, однако из того, что человек может познать в Боге самое важное - это милость и жалость.
Исходя из этого, Бог справедлив или милостив? Мы должны принимать как приоритет милость, но это не исключает и справедливость. Однако, как я уже писал, это для многих течений не очевидно.
Мое мнение исходит из приоритета милости. Это значит, что в конечном итоге Бог максимально позаботиться обо всех и в конечном счёте всем будет хорошо.
А как же со справедливостью? Ведь Писание учит, что отвергнуть страшную Христову жертву это очень плохо, а принять ее очень хорошо.
На это есть популярное толкование о том, что муки ада суть вечные, но не бесконечные, и грешники хоть и будут в конечном итоге спасены, но они должны пройти страшный период очищения в адском пламени и это так ужасно, что нужно этого всячески избегать, хватаясь за спасительную Христову руку.
Но я предлагаю иной подход.
Я живу исходя из данной мне Богом веры так, что вообще не заморачиваюсь вопросами справедливости (тем более что мне они вполне и не доступны), но пытаюсь жить по-христиански не потому, что обещан мне рай и неподсудность, но просто так, от избытка полученной Благодати, реализую ее в жизненных практиках. То есть я пытаюсь подражать Богу милостивому, который все даёт нам просто так от избытка Своей любви, и в этом раздаривании состоит смысл, радость и наслаждение моей христианской жизни.
В таком состоянии вопрос спасения грешников меня не терзает, ибо я помню, да что там помню, я чувствую, проживаю, стаю причастен Божьей милости, которая столь огромна, что вопрос спасения грешников уже сам по себе является решённым. А вот как конкретно он решен - в таком состоянии надобность вникать в конкретику этого вопроса даже не возникает.

Категории

Статьи