О Священном Писании
Посему и мы непрестанно благодарим Бога,
что, приняв от нас слышанное слово Божие,
вы приняли не как слово человеческое,
но как слово Божие, - каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.
1 Фес. 2: 13-16
1. Что такое Священное Писание?
Священное Писание есть Откровение Божие (Слово Божие)
- и для всех
- и для меня лично.
Библия боговдохновенна. Т.е. написана людьми, но по вдохновению Божию.
Поэтому она не ошибается и не противоречит себе (хотя нам это не всегда очевидно.)
Откровение это то, что открыто (не закрыто). Но требует внимательного и продолжительного изучения, некоторые вещи в Откровении откроются только после внимательного и тщательного изучения.
«Божественное Откровение — это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить» — писал живший в XIX веке Филарет Дроздов
Откровение, которое Бог сообщил о Себе ветхозаветным пророкам и которое в полноте было явлено миру через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, именуется сверхъестественным — в отличие от естественного откровения, сообщаемого Богом через тварный (сотворённый Им) мир или через историю человечества. Сверхъестественное Откровение всегда сберегалось в сообществе верующих, то есть в Общине христиан ("община" и "церковь" это синонимы).
По словам св. Иринея Лионского, хотя Церковь и рассеяна по всему миру, однако, приняв проповедь истины от апостолов, она тщательно хранит её, «как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передаёт, как бы у неё были одни уста.
2. О чём говорит Священное Писание?
· О Боге. О Его свойствах и Его делах.
· О мире как творении Божием. И об основных принципах его устройства (без подробностей)
· О человеке, его предназначении и спасении.
· О духовном смысле мировой истории от сотворения (в книге Бытия) до конечных судеб (в Апокалипсисе Иоанна и множестве других книг, как НЗ, так и ВЗ)
· Вся Библия говорит об Иисусе Христе (не только в НЗ, но и в ВЗ)
Взаимоотношение Ветхого и Нового Заветов.
ВЗ предваряет, предсказывает НЗ и раскрывается в НЗ.
Для нас, христиан, Новый Завет приоритетен и как текст Писания (вторая часть Библии) и как тот Договор (Союз, Завет), в котором мы состоим (Союз, Договор людей с Богом) .
ВЗ как текст для нас также Слово Божие, вечное и актуальное. Но мы уже не в тех заветах (Союзах, Договорах), которые были ранее, до Нового.
3. Как читать и понимать Священное Писание.
· С доверием тому, что Бог благ (то есть Он добрый, любящий нас, спасаемых)
· В историческом контексте.
· Помня, что Библия толкует саму себя:
Соотносим одни места Писания с другими, толкуем менее понятные через более понятные.
Это очень важно: Приоритет у Нового Завета, поскольку в эпоху раннего ВЗ сам народ Божий был недостаточно зрел, и Бог применялся к уровню его понимания. Это , в том числе, и значит «в историческом контексте»
· Поэтому мы читаем Ветхий Завет через призму Нового.
· Читаем Писание в целости и совокупности (всё полностью).
· Сначала читаем сам текст, без развёрнутых комментариев, чтобы попытаться понять непосредственно сам текст, то, что Сам Бог говорит каждому из нас лично, а не мысли комментатора. Потом, если многое сильно не ясно, обращаемся к толкованиям.
· Опираясь на исторический опыт Церкви в том, как христиане понимали Писание (и опираясь на догматы; при этом слушаем, что же Бог нам хочет сказать непосредственно. Слово Божие первично, учение той или иной церкви вторично. Пояснение про «ту или иную» церковь, к сожалению, необходимо, потому что со времён св. Иринея Леонского, который был процитирован выше, христиане разделились на «конфессии»)
Писание нужно читать:
· С молитвенным вниманием.
· Личностно, то есть понимая, что Бог может и хочет что-то сказать через Своё слово МНЕ лично. (Вам, читатель, лично)
· ежедневно (если для этого есть хоть малейшая возможность)
Как сказал св. Епифаний Кипрский (IVв.): «Незнание Писаний – великая стремнина и глубокая пропасть». (Стремнина — это глубокое ущелье либо водоворот в реке).
Этот духовный хлеб нужен нам постоянно. Ведь пищу физическую мы употребляем каждый день, иначе ослабеем и наше тело ослабнет. Точно так же и для нашего духа пища духовная нужна не раз в месяц, не раз в неделю, а каждый день - для полноценной жизни нашего духа.
СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОГО КАНОНА (то есть состав Библии)
Разделы ветхозаветного канона. В переводе с греческого слово "канон" значит правило, мерило. Оно происходит от семитического слова "кан`у", или "кан`е", означавшего трость, которой производили измерения. Каноном Библии называется сумма книг, которые Церковь признаёт священными, боговдохновенными. В древности Ветхий Завет делился на три основные части:
Закон, Пророки и Писания (см. книгу сына Сирахова, предисловие),
по-еврейски Тор`а, Нви`им и Ктув`им (или Хтувим)
(откуда сокращенное название Ветхого Завета – Тан`ах). От сокращения ТНХ
В русском синодальном переводе несколько иные (см. ниже) расположение книг и название разделов. Закон именуется Пятикнижием;
раздел Пророков распадается на две части, первая из которых называется Историческими, а вторая – Пророческими книгами.
Писания же принято называть Учительными книгами.
Пятикнижие называется так потому, что разделено на пять книг. Название "Тор`а" означает учение, наставление (данное Богом). В еврейском тексте каждая из пяти книг в соответствии с древневосточным обычаем озаглавлена по первым её словам. В греческом и русском переводах эти книги имеют следующие названия:
1) Бытие,
2) Исход,
3) Левит,
4) Числа,
5) Второзаконие.
Пятикнижие начинается с краткого сказания о сотворении мира и человека, о первых временах истории; затем повествуется об Аврааме и других "патриархах" (то есть праотцах, предках) народа Божия, о пророке Моисее, который вывел Народ Божий из египетского рабства, и странствиях израильтян по пустыне. Всё это служит как бы исторической рамкой для свода религиозных, нравственных и правовых законов, которые Моисей вновь повторил у порога земли обетованной (то есть земли, обещанной Богом Его Народу).
Закон дан при заключении Завета с Израилем. Это произошло на горе Синай. Смысл Завета состоит в том, что избранные Творцом люди должны возлюбить Его всем сердцем (Втор 6,4-5) и, выполняя Его волю, стать Его служителями, "священниками" (Исх 19,6), что предваряет слова Христовы: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин 14,15). Ради воспитания народа, имевшего низкое нравственное сознание, произносятся грозные угрозы наказания отступникам (Втор 28,15 сл.). Однако это относится не только к Ветхому Завету. Правда Божия не может быть попираема, отсюда и суровые обличения Христа Спасителя (Мф 18,6; 25,30,41; 23,13 сл.).
Исторические книги. В иудейской традиции сборник Пророков делится на Древних (евр. Нвиим Ришоним) и Поздних (Нвиим Ахароним). В греческом делении Древние пророки:
1) Кн. Иисуса Навина, 2) Кн. Судей, 3) Кн. Царств – называются Историческими книгами. В них повествуется о переселении Израиля в Ханаан, войнах с соседними народами и завоевателями – кочевниками и филистимлянами, о периодах племенного союза, правления судей и установления монархии. Затем даются картины расцвета и упадка Израильского царства: его разделение на две монархии (Северную и Южную), рассказывается о царях и пророках этого времени, о гибели Северного царства, о разрушении Иерусалима халдеями и начале плена Вавилонского. Этот цикл книг заканчивается событиями VI века до Р.Х.
Отнесение этого сборника в еврейской традиции к Пророческим книгам не случайно. Его авторы и составители не стремились только объективно излагать историю, и, подобно пророкам, увещевали, наставляли и учили народ, используя примеры прошлого. Основная мысль Исторических книг: исполнение грозных пророчеств Завета. Если люди недостойны благоволения Божия, они остаются беззащитными перед лицом внутренних и внешних невзгод.
Пророческие книги. Вторая часть Пророков – собственно пророческие писания. Они содержат Слово Господне, обращенное к Народу Божию и миру через боговдохновенных мужей – пророков. Их проповедь направлена на борьбу против религиозных и нравственных искажений идеи Завета, против обрядоверия и церковного формализма. Пророки предсказывают наступление Царства Божия, когда воля Творца восторжествует в мире. Глава этого Царства – Царь-Мессия (Помазанник, по гречески Христос), образ Которого постоянно возникает в проповедях пророков (особенно Исайи). Пророки (Иеремия и Иезекииль) предрекли установление Нового Завета, отличного от Ветхого.
Сборник Пророческих писаний в свою очередь делится на две части:
Великие пророки и
12 Малых пророков.
Названия разделов связаны с объёмом книг.
Большие пророки: 1) Исайя, 2) Иеремия, 3) Иезекииль. 4). В русской Библии к ним добавляется и Даниил, книга которого в еврейской традиции отнесена к Учительным писаниям.
Малые пророки: 1) Осия, 2) Иоиль, 3) Амос, 4) Авдий, 5) Иона, 6) Михей, 7) Наум, 8) Аввакум, 9) Софония, 10) Аггей, 11) Захария, 12) Малахия.
Учительные книги (евр. Ктув`им – Писания) включают в себя:
1) Кн. Иова,
2) Псалтирь,
3) Притчи,
4) Екклезиаст,
5) Песнь Песней.
Кроме Иова, все они употреблялись при храмовом богослужении или во время праздничных ритуалов. Большинство из этих книг написано библейскими мудрецами, которые касались самых различных сторон человеческой жизни: любви и дружбы, молитвы и этики, труда и познания, тайны страдания невинного человека и смерти. Их цель – показать, что есть один путь истинной жизни – "хождение перед лицом Божиим".
**
Кроме 39 канонических книг ВЗ, в православных и католических изданиях помещают и Неканонические книги (также называемые второканоническими). Они тоже делятся на
Исторические:
1) 2-я кн. Ездры, 2) 1-3-я Маккавейские.
Пророческие:
1) Послание Иеремии, 2) Кн. Варуха, 3) 3-я Кн. Ездры, 4) отдельные главы Кн. Даниила.
Учительные:
1) Кн. Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрость Соломонова, 4) Кн. Премудрости Иисуса сына Сирахова.
Эти книги сохранились в Септуагинте, то есть древнем (3 в. до Р.Х.) переводе с еврейского языка на греческий. Позднее раввинами они были исключены из иудейского канона, но для христиан они сохраняют свою важность и авторитетность, поскольку в период, предшествовавший Рождеству Христову они входили в состав Писания.
Эти книги пользуются уважением как священные, полезные для чтения и назидательные. Более того, Книга Премудрости Соломона, Книга пророка Варуха, молитва Манассии и дополнения к Книге пророка Даниила читаются за богослужением православной церкви, что свидетельствует о значимости этих текстов с древнейших времён.
**
В Новый Завет входит 27 книг, написанных в I веке. Окончательное закрепление статуса канонических за этими книгами произошло в IV веке, хотя новозаветный канон в целом сложился уже во II веке.
Канон (состав) Нового Завета:
— четыре Евангелия: от Марка, от Луки, от Матфея и от Иоанна;
— Деяния (то есть дела) апостолов;
— Послания (то есть письма) апостолов;
— четырнадцать посланий апостола Павла (к Римлянам; Первое и Второе к Коринфянам; к Галатам; к Ефесянам; к Филиппийцам; к Колоссянам; Первое и Второе к Фессалоникийцам; Первое и Второе к Тимофею; к Титу; к Филимону;
— Послание к Евреям; по единодушному мнению современных библеистов оно не принадлежит перу Павла, хотя исторически приписывалось ему; оно написано "в его духе");
— семь соборных посланий (апостола Иакова; Первое и Второе апостола Петра; Первое, Второе и Третье апостола Иоанна Богослова; апостола Иуды);
— Откровение Иоанна Богослова (по гречески «Откровение» будет Апокалипсис).
Ф.Лобанов