О налогообложении в Римской империи и статусе свободных граждан

Есть такой миф, что статус современных граждан государств это аналог свободных граждан Римской империи, что все граждане являются некими соучредителями юридического лица ООО "Государства" и что через выборы они якобы могут влиять на свою жизнь в государстве. Истоки этого мифа тянутся с эпохи просвещения, с периода начала переустройства государств с личностных монархий или аристократических республик в обезличенные юридические лица. С переустройством государств происходит переустройство образования и истории. Так в ВУЗах учат, что якобы нет никакой разницы между римским гражданином и гражданином современных государств, в частности делается упор, что граждане Рима также платили налоги.

Именно наличие системы налогообложения в обществе позволяет говорить, что общество в правовом смысле делиться на тех кто платит налоги, и тех, кто живет за счет налогов. Что такое налог? Налог это принудительная дань, которую население вынуждено платить государству. Налог это антоним добровольному платежу. С праксиологической точки зрения нет никакой разницы между действием налогов с одной стороны, и грабежа — с другой. Систематическое, на законных, с точки зрения власти основаниях, выплата дани есть разновидность рабства. Потому что правомочие государства, которое оно реализует в форме налогообложения есть не что иное, как правомочие владения. Поскольку основанием для приобретения гражданином права на результат своего труда является вовсе не его труд, а воля владельца его труда - государства.

Итак, платили ли граждане Рима налоги?

Налога с земельной собственности - не платили. Подушного налога не платили. Не было никаких налогов на рабов, на скот, на доход, на прибыль и тому подобное. Римский гражданин вправе был пользоваться общественной (государственной) землей и за это он платил определенный платеж. Но это добровольный платеж, а не налог. Сегодня пользуюсь, завтра не пользуюсь, никакого принуждения. Также были платежи на добычу ископаемых на государственных землях, за выгул скота на общественных пастбищах, за отпущение раба на свободу, за пользование инфраструктурой (канализацией) и тому подобное. Но это все не налоги, а условно добровольные платежи. Были в Риме и таможенные платежи на импорт и экспорт. Отдельно стоит выделить такой платеж как Трибутум, который также нельзя назвать налогом, так как он не был постоянным и взымался не со всех граждан, назначался по мере надобности, если в казне не хватало денег на содержание армии. Трибутум это был заем граждан государству, который впоследствии возвращался после военных походов. После завоевания Македонии в 168 г. до н.э. взимание Трибутума с римских граждан было прекращено.

Жители италийских общин - союзники Рима - также не платили налоги. Однако они обязаны были во время боевых действий поставлять Риму вспомогательные войска и нести расходы, связанные с их содержанием.

Особенно тяжелые и обременительные повинности несли жители римских провинций, они платили постоянные фиксированные налоги, в том числе подушные подати и поземельные подати. Тертуллиан называл подушный налог как «знак рабства».

Также стоит выделить отдельный класс римских граждан как Эрарии, это наверно единственные из граждан Рима которые платили подушный налог. Они не состояли в трибах и не имели права голоса в Трибутных комициях. Не совсем ясно происхождения этого сословия и его правового статуса. По одним данным это класс "опущенных", куда переводили полноправных граждан за какие-то проступки или преступления, по другим - данный статус выдавали жителям городов, находящимся в союзе с Римом.

А теперь сравните с современной системой налогообложения. Достаточно НДФЛ, земельного налога и НДС (это косвенный налог, который в конечном итоге платит покупатель), а также уголовной статьи за уклонение от военного призыва (в тех государствах где есть призыв) чтобы понять что современные граждане это не свободные патриции, а самые настоящие рабы государства.

Категории

Статьи