Небесные знаки в Библии

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?

Бог открывает людям свои истины в откровениях. Но эти откровения должны быть в форме понятной телесному человеку. Поэтому откровение преподносится человеку в виде семантических систем, наборов материальных знаков. Это как язык Библии, так и другие знаковые системы.

Обращаем внимание, что в отличии от вавилонских учений, библейские языки именно знаковые, а не символьные. Откровение не оперирует символами.

Ещё до первых писаний и преданий, ещё до творения человека, Бог озаботился тем, что создал особую реальность, специальную знаковую систему и палитру, с помощью которой доносит до человека свои истины. Эта первая знаковая система - небо четвертого дня творения:

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый». (Быт.1:14-19)

Сразу обращает на себя внимание момент, что при творении Бог все творит либо просто так, без объяснения какова роль и миссия сотворённого, либо просто говорит, что сотворенное хорошо. Но только у человека и у астрономических небес четко прописана особая миссия, задуманная ещё до творения, и собственно это творение делалось с учётом выполнения этой миссии. Так у человека - это владеть миром, возделывать и хранить рай и участвовать в творении вместе с Богом. Еще более подробно, и главное исчерпывающе, выписаны функции астрономических небес и их светильников, что исключает как вторжение человеческого творчества (человеку доступ на небеса четвертого дня закрыт), так и всякие необоснованные фантазии (астрология например). Единственное, что человеку позволено – это взирать на небо очами и делать из увиденного определенные выводы. Итак, что надлежит небесам четвертого дня и небесным светилам:

1.Быть источником светового и теплового излучения.

2.Отмерять временные промежутки: «отделение дня от ночи», что позволяет определить четкие начало и конец каждого дня, «дни» определять счет дней, определять дни недели (в первую очередь субботы); «времена» מֹועֵד дословно «определенный срок», «назначенное время», - не исключено, что среди прочего тут идет речь о месяцах, лунном календаре; «годы» - солнечный календарь. Теме библейского летоисчисления, календаря и хронологии мы посвятили немало статей. Однако тут мы хотели бы сконцентрироваться на третьей функции астрономических небес и светил четвертого дня.

3.Быть, как возвышенно переведено в синодальном тексте «знамениями» - אֹות знамение, а точнее всего знак, указание, в Септуагинте верно переведенное как σημειον, и ни в коем случае не σύμβολον не символ.


Если с освещением земли, с движением светил, которые отмеряют время, все более-менее понятно, то знаки, которые дают небеса четвертого дня – что это может быть? Начнем с того, что знаки даются для человека. Человек еще не сотворен, а первая знаковая система, указывающая на определенные смыслы человеку уже приготовлена. На что же эти знаки указывают, на какую реальность, которую человек как минимум до определенного времени, не может непосредственно воспринимать, однако все-же что-то знать должен?

Давно замечено, что небо четвертого дня — это знак событий первого, второго и третьего дня творения. Уже в древности обратили внимание, что события творения первого дня, очень сложные, а порой и вообще невозможные для познания человеком некоторым образом представлены в виде строения астрономических небес: там небеса и земля, и тут небеса и земля, там твердь и тут твердь, там тьма и свет, и тут тьма и свет, там день и ночь и тут день и ночь.

Но в Библии нередко говорится, что небеса, это отражение всего творения. Более того, небеса не статичны, там появляются новые знаки, которых раньше не было, то есть изменяется творение, и изменяются небеса. Так после Потопа как знак завета Бога и Ноя, на небе появляется радуга. Ее во время Шестоднева еще не существовало. И история Исхода, и Христовы события сопровождались новыми небесными знаками. Но и это не все. В апокалиптических текстах говорится о небесных знамениях, которые еще будут в будущем.

Посмотрим, как поэтически толкует строки Бытия о сотворении небес со светилами Давид (в переводе РБО как более точном):

«О Божьей славе говорят небеса, о деяньях Его повествует твердь.

День дню слово передает, ночь ночи знание возвещает.

Звука не слышно, не слышно слов, голос их не звучит —

но разносится речь их по всей земле, и до всех краев мира — их весть» (Пс.18:2-5).


«День дню слово передает, ночь ночи знание возвещает». Подчеркивается особое смысловое насыщение астрономических, небесных явлений.

«Звука не слышно, не слышно слов, голос их не звучит». Голосом, привычной речью и словами они к нам не говорят.

«Но разносится речь их по всей земле, и до всех краев мира — их весть». Но весть, их переданная иными знаковыми системами, чем человеческий язык, разносится на весь мир.

«О Божьей славе говорят небеса שָׁמַיִם, о деяньях Его повествует твердь רָקִיעַ». Тут типичный параллелизм библейской поэзии. Небеса שָׁמַיִם и твердь רָקִיעַ тут синонимы. Небеса эти говорят о деяньях Бога и «Божьей славе». Божья слава – это одно из имен Бога, иногда вместо термина Бог говорят - «Божья слава», собственно Божью славу «со спины», мельком видел Моисей. А теперь внимание: Бог и Его деяния, это и есть ВСЕ сущее, кроме этого нет ничего. То есть небеса со светилами нам своими знаками говорят обо всем!

Бог создал особую реальность, насыщенную смыслами и призванную говорить всем, всему миру, о сущем, - только не человеческой речью, а каким-то своим языком. В отличии от книг и человеческих языков, которые всеми не могут быть понятны, небеса со светилами могут быть поняты всеми.

Как видим, на знаковую систему астрономических небес полагается огромная смысловая нагрузка. Они означивают фактически все: Бога и творение от начала и до конца. Дают ли они полные ответы на все вопросы? Конечно нет. Бог дал более емкие знаковые системы и откровения – например Писание, или откровение в творении, в первую очередь в человеке. Но знаки откровения неба четвертого дня все же несут особую миссию. Какую?

Если посмотреть на такую черту астрономических небес как отмеривание времени, а время кстати по Хайдеггеру смысл бытия, то мы увидим две уникальные черты, которые присущи только небесной знаковой системе:

Во-первых, это всеобщность. Время по солнцу, звёздам и луне отсчитывают во все времена во всем мире все народы. Не зависимо от их мировоззрения.

Во-вторых, это чёткость, однозначность, ясность. Все календари мира имеют общие основания. Все народы в аспекте отсчёта времени и календарных систем понимают закономерности перемещения небесных светил одинаково.

Небеса, сотворенные для человека еще до сотворения человека, - это уникальная знаковая система, которая в принципе понятна всем и понимается всеми однозначно. Знаки астрономических небес – универсальны.

А что насчет знаков и знамений помимо отсчета времени? На какое откровение от Бога они указывают? Иудеям дано Писание. Язычникам – картина творения. Христианам – Благодать. А светила небесные даны всем и в принципе могут быть понятны всем, у кого есть искреннее желание их понимать. Как искренне желая понять законы отсчета времени разные народы мира наблюдая небо пришли к одинаковым выводам, - так те, кто искренне желают понять откровение от Бога в небесных знаках, в принципе могут это небесное послание верно истолковать не зависимо язычник или иудей. Было бы желание.

Речь идет о видимом небе, как о своего рода интерфейсе, мониторе, на который Бог выводит конечно же не все подряд, - у нас есть глаза, чтобы видеть материальную часть творения. На интерфейс выводится то, что обычным зрением увидеть нельзя. Небеса насыщены визуальными знаками, указывающими в первую очередь на сущностный, духовный аспект сущего. Не зря ведь мир духовный где ангелы и престол Божий и астрономическая реальность названы одним словом – Небеса.

***

Читая Писание, мы видим, что само Писание, его наличие и изучение, не исключает необходимости понимания и астрономических знамений.

Одной из загадок Писания является то, что среди всего творения, которое Бог может и использует в качестве знаков, знамений для человека, Бог выделил отельную часть творения специально для знаков. Это небесные явления, и даже уже того – светила. Однако в Библии подавляющее большинство упомянутых и растолкованных знаков/знамений от Бога не небесные.

Библия упоминает под сотню различных явных и обозначенных знамений от Бога, и от человека по благословлению/приказу Бога. Еще больше знамений, которые таковыми прямо не называются, но из контекста могут быть как знамения поняты:

  • различные природные явления (облако, огонь, ветер);
  • ритуальные действия (печать Каина, обрезание, памятники, суббота и праздники);
  • всякие неестественные события, чудеса;
  • Священное Писание и его слова – тоже знамение от Бога;
  • кара грешнику и награда праведнику;
  • сам человек может быть знамением;
  • зачатие и рождение девой;
  • наконец отсутствие знамений тоже иногда толкуется как знамение.
Понятное дело, знаки могут делать и злые люди, и дьявол вопреки Богу или чтобы обмануть человека.
Однако упоминаний о сугубо небесных или близких к небесным знакам в Библии встречается малоо. Прямо именованных знамением астрономических событий всего несколько, еще несколько случаев могут быть поняты как знаки из контекста. Почему так?
Библия приводит удивительнейший и даже в чем-то скандальный рассказ:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Матф.2:1-12).
Итак, непонятно откуда, но явно из далеких и экзотических стран пришли в Иерусалим люди и начинают расспрашивать о недавно рожденном Царе иудейском. Вообще-то странные расспросы – в Иудее правит известный и довольно успешный царь Ирод. Не нужно быть гением политологии чтобы догадаться что такие расспросы — это покушение на государственную власть и чреваты тюрьмой, пытками и смертью. Но видимо далекие гости явно непростые люди и Ирод не рискнул применить к ним силу. Более того, было какое-то небесное знамение что вызвало брожение умов. И тут приходят иностранные явно неиудейские, но очень авторитетные мудрецы и говорят, что это знамение о рождение какого-то непростого человека и царя. Ирод смекнул что это может быть Машиах или скорее всего потенциальный претендент стать в будущем лжемашиахом, а значит конкурентом в борьбе за власть, поэтому пошел к с расспросами к иудейским теологам.
Также и волхвы явно понимали, что речь идет не об очередном царе, при чем не полностью суверенном царе одной из многих провинций Римской Империи. Это особый Царь вселенского масштаба. А теперь сравниваем – в Иудее, которая просто дышала ожиданиями прихода Машиаха, которой дано подробное Откровение о Машиахе в виде Писания, мало кто что-то замечает. Не ясно насколько вообще понимали Мария и Иосиф, которым было прямое мистическое откровение от Бога, Кто у них родился. Позже некоторые пророки в Иерусалиме распознают в младенце Спасителя, но все равно выглядело все это малоубедительным. Семья Иосифа и Марии даже после рождения Иисуса просто затерялась в море иудеев.
А тут приходят знатные чужестранцы, в явно бедную и незнатную семью, видят Младенца, сильно радуются, поклоняются ему как царю и дарят царские подарки. При чем это просто рожденное дитя, никто на царство его не мазал, никто регентом не объявлен. Еще более 30 лет среди иудеев с их Писанием, никто ничего толком не поймет, а тут такое признание. После поклонения волхвов, им было уже прямое мистическое откровение от Бога, и они ушли другой дорогой.
Но до того никакой мистики у них не было! Они что-то увидели на небе, какое-то астрономическое явление, и смоги его растолковать как знак, указывающий на то что родился Великий Царь, которого еще не было в мире, когда Он родился и где Он находится! Иудеи, опираясь на ТАНАХ, начнут что-то подозревать намного позже, а вот какие-то далекие чужестранцы, не иудеи, сразу смогли знамение на небе четвертого дня верно истолковать!
Обратите внимание, первыми Христа как Великого Царя смогли официально признать гои, опираясь на толкование астрономического знамения. Это с одной стороны пощечина иудеям, а с другой ответ на вопрос – зачем нам даны небеса четвертого дня и в чем смысл их знаков.
Безусловно наиболее подробно о Христе говорят иудейские Писания. Но выходит, что в древности люди знали универсальные ключи и подходы к толкованию небесных знаков, как откровений от Бога, и это не астрология. Возможно изначально в человеке была заложена способность читать небесные знаки. Во всех религиях и культурах, далеко не только в авраамических, небесные явления и объекты воспринимались как знаки свыше, и пользовались вниманием не только для отсчета времени, но и как обоснования религиозных взглядов.
Это один из главнейших ответов на вопрос почему Бог закрыл человеку непосредственный доступ к светилам. Никому ни человеку, ни дьяволу нельзя вмешиваться в процесс движения светил и менять их характеристики, ибо таким образом можно исказить то Божественное откровение, которое несут светила человечеству. Человеку запрещено приватизировать Писание и тем более что-то там изменять. То есть уже это подтверждает, что человеку как минимум не разрешено лезть к светилам, заселять их, осваивать их, но только наблюдать. Теперь понятно почему дьявол и его слуги так рьяно лезут в космос и пытаются создать видимость, симуляцию вторжения человека туда.
Однако и без лжезнамений, истинные Божии знаки на небе грешный человек под влиянием дьявола может ошибочно толковать. Так поскольку человек согрешил и стал склонным к зависимости от материи, то логично что он также примитивно и материалистично будет толковать небесные явления. Многие ранние языческие религии возникли как прямое обожествление небесных светил – солнца, луны, звезд. Грешный и зависимый от материи человек утратил способность понимать материальные знаки как знаки, указывающие на иную, духовную реальность, а начал их воспринимать либо прямо как богов, либо как символы, соединяющие или имитирующие духовную реальность. В истории творения нам не дано ни одно из собственных названий светил. Луна, солнце, имена звезд, все эти названия — это имена языческих богов. Поклонение «воинству небесному», небесным светилам, Бог строго осуждает.
Со временем лжетолкования небесных знаков в виде астрологии и большей части астрономии стали повсеместными даже среди христиан. Ни успехи астрономии, ни космобесие не подвигли христиан к поиску библейского взгляда на все это. Ночная засветка привела к тому, что на сегодня большая часть людей вообще не видела красоты звездного неба, а те, кто все же этим интересуется – полагаются на фотографии, и нередко сомнительные фотоматериалы, которые предоставляет современная «наука». Внимание людей загружают сказками про черные дыры, темную материю, большой взрыв, колонии на Марсе и прочую чушь, тогда как у многих явлений неба, в том числе увиденных через телескоп, есть вполне себе библейское толкование, реально полезное для духа и библейского мировоззрения.
Поэтому истинное толкование небесных знаков стало редкостью. Однако при внимательном изучении Библии и понимая главные принципы творения и существования астрономических небес, все-же можно найти довольно внятные подходы и ключи к верному толкованию небесных знаков.
Поиском таких закономерностей и ключей мы и займемся, если Бог даст, в дальнейшем.

Категории

Статьи