Мы начинаем большой и невероятно сложный цикл работ, которые будут представлены сначала в привычной, а позже и в новой форме, в том числе и на английском языке.
Однако прежде собственно начала нашей работы, важно поставить точку в одном очень вялом, слабом и самое главное незаконченном теологическом споре. Удивлен почему до сих пор этого не сделано, но я по крайней мере не нашел четкого, аргументированного Писанием решения этой проблемы.
Вопрос жизни в космосе, «инопланетян» так или иначе со времен Ренессанса поднимался в теологии, и на фоне пика интереса в ХХ веке на этот вопрос был дан однозначный ответ: нет и быть не может никаких «инопланетян». Все что нам представляют как неземную и тем более разумную жизнь – это козни дьявола и его демонов. Конечно тот же Ватикан считает, что инопланетяне существуют и их даже нужно крестить, но всем уже ясно, что Ватикан никакого отношения к библейскому христианству не имеет и представляет собой одно из посольств Сатана в мире.
Но вот вопрос космических полетов, освоения человеком космоса и его объектов так и не решен. Начиная с конца ХІХ века, а особенно во время первой (Гагарин, Аполлон) и второй (Илон Маск) волн космобесия, редкие христиане задаются вопросом – а разрешил ли Бог человеку покидать эту грешную землю? И не является ли освоение космоса грехом?
Такие вопросы исходят из множества цитат Библии, в первую очередь из книги Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27,28).
То есть Бог дал человеку для проживания, обладания и управления именно землю: сушу, водоемы и воздушное пространство. А про космос, луну, планеты, ничего не говорится. Не является ли исследование и освоение космического пространства нарушением неких пределов, которые Бог положил для человеческой жизни? Может это гордыня?
Небольшая часть христиан так и считает – что гордыня и лезть в космос не нужно. Однако подавляющее большинство наоборот говорит, что космос тоже может принадлежать человеку, что это не грех, а наоборот благое дело по развитию человеческого творчества.
Насчет творчества человека – мы уже писали, что вследствие греха оно стало очень ограничено, и вопрос – хватит ли его для освоения космоса? Но прежде чем рассматривать эти вопросы, нужно разобраться что же такое «космическое пространство» согласно Библии.
***
В первых стихах Библии описывается творение. Одно из самых непонятных слов в этом описании есть небеса, множ. число шамаим שָׁמַיִם.
В первый день творения Бог создает небеса: «В начале сотворил Бог небо (точнее небеса, שָׁמַיִם) и землю» (Быт.1:1). Что это за небеса первого дня творения нам известно – это мир духовный, место пребывания престола Бога и Его ангелов (Откр.12:7-9, Пс.102:19-22 и т.п.). Земля же – мир материальный, материя и все что из материи создано – растения, животные, человек.
Дальше термин небеса возникает во второй день творения: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом (все те же небеса, שָׁמַיִם). И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1:6-8).
Бог тратит целый день на создание какой-то «тверди». «Твердь» ракия רקיע — однокоренной глагол рака רקע означает «топтать (ногами), утаптывать (сбивать, уплотнять)». Небесная твердь второго дня творения—это как раз нечто такое: сбитое до нужной степени плотности — мембрана, покрытие этого мира. Бог целый день что-то сбивал, утаптывал, чтобы разделить «воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью». Вода тут это обозначение чего-то неоформленного. Твердь же разделает неоформленное и наконец дает ему форму. Во второй день из бесформенного, творение начинает оформляться в конкретные вещи. Но первый шаг этого оформления – это разделения реальности на два региона бытия. Небесное («вода над твердью») и земное («вода под твердью»). Мир небесный, мир духовный ангельский, отделяется от мира земного. Между ними проложена граница. И из мира земного уже нет непосредственного доступа в мир небесный. Твердь — это предел, до которого распространяется способность чувственного восприятия и мышления человека. Григорий Нисский пишет: «Твердь, которая названа небом, есть предел чувственной твари, и за этим пределом следует некая умопостигаемая тварь, в которой нет ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры протяжения, ни цвета, ни очертания, ни количества, ни чего-либо иного, усматриваемого под небом». Твердь — предел, за которым иной мир. «Все, лежащее выше, по природе тонко и неуловимо для чувства; в сравнении с этим — тончайшим и неуловимым для чувства — небо называется твердью» (Василий Великий).
И эта граница, эта твердь, отделяющая небеса от земли, также названа небесами. Почему, ведь это может внести путаницу, когда одним термином названы разные вещи? Но пока идем дальше.
В четвертый день творения вдруг опять речь идет о небесах и тверди: «И сказал Бог: да будут (дословно «да будет», ед.ч.) светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт.1:14-19).
Первый вопрос, который возникает – это та же самая твердь-перегородка второго дня, или что-то новое? Вроде бы то же самое. Но это «да будет», יְהִ֤י ед.ч. говорит, что тут речь идет не просто о навешивании светил на уже созданную твердь небесную, но о какой-то новой небесной реальности. Сразу скажем, что в Библии и эта твердь небесная со светилами – также часто называется «небеса». То есть выходит с одной стороны это небеса, с другой астрономическая реальность, с третьей это некоторая граница, предел, твердь.
Павел говорит, что существуют именно три неба, при чем Третье небо, особая невыразимая, высшая райская реальность, человеку недоступная, но Христос, как Древо жизни, соединяющее Небеса Божественные и земной мир, может человеку туда дать доступ: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2Кор.12:1-5).
В Ветхом завете очень популярны такие вот стихи: «Ты, Господи, един, Ты создал небеса, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем.9:6). Итак, имеем странное, трехчленное название небесной реальности «небеса, небеса небес» הַשָּׁמַיִם֩ שְׁמֵ֨י הַשָּׁמַ֜יִם.
Наиболее полно смысл такого трехсловного термина раскрывается в Псалме 148, где читаем стихи 1-4, каждый их которых содержит типичные библейские поэтические параллелизмы с синонимами:
1 «Хвалите Господа с небес, II хвалите Его в вышних». Наблюдаем синонимы параллелизма: дословно «в высотах», в высоте, небосвод высоко над землей и головой человека.
2 «Хвалите Его, все Ангелы Его, II хвалите Его, все воинства Его». Опять параллелизм с синонимами: слова «ангелы» и «воинства» – обычные синонимы Библии.
3 «Хвалите Его, солнце и луна, II хвалите Его, все звезды света». Параллелизм: солнце и луна светила, и звезды также светила.
4 «Хвалите Его, небеса небес и II воды, которые превыше небес». Видим синонимы, что небеса небес — это воды над небесами-твердью, небеса небес — это небеса по отношению небесам - небесной тверди второго дня, которые часто подаются как синонимы.
Из Писания мы знаем, что ангелы Божии – воинство, обитают на небесах первого дня творения, где обитает и Бог (Откр.12:7-9, Пс.102:19-22 и т.п.) иными словами «в водах» над небесами-твердью второго дня творения, то есть на небесах небес. Явно видна смысловая связь со стихами 2 и 4. А что это за небо из стиха 1? Не выходит ничего другого, как что оно связано со стихом 3. То есть это астрономическое небо, на котором находится светила.
Тут видим трехчастную структуру небес:
3) Воды превыше небес – это Небеса первого дня.
2) Небес, то есть твердь небесная, то есть небеса второго дня. Граница-перегородка духовного мира и материального мира.
1) Астрономическое небо четвертого дня со светилами, а также граница мира обитаемой земли.
Это также выплывает и из хиастической структуры стиха, типичного библейского тетраколона с параллельными по смыслу А-В-В'-А':
Забегая вперед мы скажем, что параллелизм между обитателями небес и светилами на небесной тверди В-В’ говорит о миссии, цели творения этих светил в четвертый день. Это видимые, материальные знаки/«знамения» невидимого человеку мира духовного, обитателей небес первого дня (Бога, ангелов). А небо, упомянутое в четвёртый день творения, не что иное, как знак, материальное отображение небес первого дня. Об этом в Библии много говорится, и мы рассмотрим этот вопрос отдельно. Однако следует зафиксировать во внимании, что если твердь второго дня непроницаема для обычного человеческого взора или любого чувства человека, то твердь четвертого дня проницаема для зрения – ведь именно для того чтобы там являть видимые глазом знаки, она, эта твердь и создана.
Таким образом, исследуя Писание мы определили, что реальность, названная в Шестодневе как небеса, шамаим (близко по смыслу термину «воды») имеет что-то в себе смысловое единое (собственно для этого и используется одно универсальное слово – небеса, шамаим), но одновременно предстает в трех смысловых аспектах, и чтобы разобраться где и когда о каком аспекте говорится, нужно глубоко вникать в текст и контекст.
Иезекииль в отличии от Павла, не был на Третьем небе, максимум где он был – это в некоем пространстве между «и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим» (Иез.8:3). Однако ему в многочисленных видениях было нечто показано: «при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии» (Иез.1:1). Что же увидел Иезекииль? Он увидел строение небес в самом полном понимании этого слова (которое включает в себя все три аспекта этого термина – Небеса Божьи, небесная твердь второго дня, астрономическое небо дня четвертого).
Общий смысл всех видений Иезекииля – это как Бог, Слава Господня, покидает Храм в Иерусалиме. Напомню, что хоть престол Бога, окруженный ангелами есть на Небесах первого дня, Бог по милости Своей для своего еврейского народа также жил и среди них – в переносной Скинии, а потом в Храме Иерусалимском. Но в результате развращения иудеев, Бог решил покинуть Храм, сам Храм с Иерусалимом разрушить, а иудеев переселить в Вавилон.
И Иезекиилю последовательно в нескольких видениях небеса раскрывают себя, показывая как этот уход Славы Яхве будет происходить из Храма на Небеса. В частности, пророку покажут и строение небес, поскольку именно через три неба и идет мистический путь Бога от земли на Небеса.
Итак, Иезекииль стоит на земле в Вавилонии при реке Ховаре: «В пятый день месяца… было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека…» (Иез.1:2-5). И дальше идет знаменитое описание ангельской колесницы Меркавы, на которой Слава Господня передвигается и впоследствии покинет Храм.
Но сначала идет четкая привязка к месту на земле, времени, и человеку-пророку. И вот он пока на земле стоит, и видит какие-то поначалу привычные физические явления на нашем обычном физическом небосводе над своей головой: «бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня». Пока у пророка нет проблем с описанием, ибо он описывает то, что может адекватно увидеть, понять и поименовать. И тут вдруг в обычных физических явлениях над головой открывается портал в какую-то сложно представимую реальность. Это Иезекииль сразу отмечает: «а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных». Даже у пророка начинаются сложности в описании реальности привычным языком. И он описывая Колесницу постоянно говорит «подобие», «как бы» и т.д. То есть пред пророком приоткрыли некую заслону в привычном нам небосводе, небе над головой чтобы он нет, туда не попал, но смог увидеть. Итак смотрел на небосвод над головой, потом что-то, какой-то портал открылся там, и оттуда из облака и огня на землю спустилась ангельская Колесница: «И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе» (Иез.1:15,16).
А дальше речь заходит об еще одной преграде, еще одном уровне выше. Он также пока не открывается, но становится виден пророку: «Над головами животных было подобие свода (רָקִיע ракия, твердь), как вид изумительного кристалла (קֶרַח льда), простертого сверху над головами их… А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез.1:22-28). Иезекииль увидел ту самую ракию, твердь небесную, небеса второго дня творения, отделяющую Небеса первого дня, где престол Бога от всего остального. Перегородка эта тверда как лед или кристалл. Нет туда доступа земным. Но наступит время, и Христос откроет эту границу для человека.
Видел Иезекииль три небесные реальности. Небосвод, твердь небесная четвертого дня над его головой; твердь небесную второго дня; и краешек Небес первого дня (Третье Небо) где Престол Яхве. Но в этих трех небах, положены и две тверди, которые одновременно имеют значение границы, отделяющие реальности – границы четвертого и второго дня. Сначала пророку приоткрыли границу, твердь четвертого дня – небосвод. А потом показали и границу-твердь второго дня. При чем если первая граница открылась в «мягком», пластичном облаке и огне, то вторая была тверда как кристалл.
Итак, мы как могли раскрыли небесное строение согласно Библии. Нужно предостеречь читателя от излишне примитивной пространственной модели небес. Типа три этажа. Касательно небосвода, может и так, но вот касательно остального – то мы не знаем ведь небеса ангельские это иные чем пространство и время законы. Тут нужно помнить о двойственном характере географии и геометрии в Библии – сакральной и физической. Но это этом подробнее мы будем говорить в другом месте.
***
Но что нам дают эти знания?
Земля-суша, водные моря-океаны и океан воздушный (земля, воздух и вода) - все дано человеку для населения, для владения и для управления.
Потом, условно выше воздушной оболочки, атмосферы, начинается собственно первая небесная реальность со светилами и одновременно это твердь-граница, отделяющая реальность земную (суша, море, воздух) от реальности небосвода со светилами, то есть реальности астрономической. Небо голубое над головами – это еще атмосфера и небом по Библии не является. Птицы плавают в этом воздухе, но под твердью небесной четвертого дня: «птицы крылатой, которая летает под небесами» (Втор.4:17). Выше небесной тверди четвертого дня земным материальным существам ходу нет. Однако поскольку астрономические объекты, светила, светят нам материальным светом, то это небо все еще материально, только возможно это немного иной, чем земной вид материи.
Потом идет еще одна реальность – это небеса второго дня, перегородка-твердь, главная роль которой – отделить материю вообще, как таковую, (земную и астрономическую) и мир духовный, место обитания Бога и его ангелов (падших ангелов изгнали с небес).
И наконец это Небеса первого дня, небеса небес, духовная божественная, ангельская реальность, недоступная для прямого восприятия и тем более туда проникновения, пока Христос не построит новую реальность Его царства.
Этот нудный рассказ о строении Небес, а мы вынуждены были рассмотреть его с многих сторон, чтобы не возникало разночтений, наконец позволяет нам вернуться к вопросу - а можно ли человеку вторгаться в сферу небес или небесной тверди четвертого дня – неба со светилами.
Напомним, что подавляющая часть теологов опирается на общий принцип, что творение — это хорошо и человек может продвигаться чуть ли куда хочет. Но если так, тогда почему человеку не продвигаться и внутрь себя – делая над собой генетические эксперименты? Может даже если все творение хорошо, то не во всякую его часть человеку стоит влезть. Мы уже знаем, что человеку заблокирован прямой доступ к ангельским небесам твердью второго дня, «кристальным сводом», и ему остается довольствоваться только знаками этих небес в виде небесных светил.
Может ли человек попытаться нарушить этот предел? Конечно, в мире всегда было множество религиозных и оккультных учений, которые якобы с помощью тех или иных оккультных практик обещают доступ к ангельским силам и даже самому Богу. Но, во-первых, это грех, поскольку Бог не давал человеку полномочий до времени (до воцарения Христа) вторгаться духовные миры. Во-вторых, такой доступ в принципе невозможен ни с какими практиками, а то что различные мистики и визионеры подают как якобы их посещения Небес – не иначе как козни дьявола, который в ложных видениях, имитации и симуляции небес, уводит людей в ловушку заблуждения, прелести и гордыни.
Аналогичным образом мы можем подойти и к вопросу – разрешена ли космонавтика и возможна ли она в принципе.
Напомним, что в книге Бытия человек помещен в определенное ограниченное пространство нашего материального мира, где он может жить хозяйничать и управлять: вода, суша, атмосфера. Земля для обитания человека имеет пределы и ограничена: «Ты установил все пределы земли» (Пс.73:17) Ограничена пределами земля – суша (это видно из рассказа о творении), моря («Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет» (Иер.5:22)), и даже воздух ограничен пределами. Ограничение пределом пространства над землей в Библии обычно описывается как ограничением пределом небесным. Иногда поэтически вся земля называется «поднебесной», всем что под небесами. Более того, небо над головой, то астрономическое и материальное небо со светилами четвертого дня – твердь, играет роль ограничения, предела, за который даже в крайних обстоятельствах нельзя зайти человеку: «Хотя бы ты был рассеян [от края неба] до края (קָצֶה предел, граница) неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя» (Втор.30:4).
Таким образом возвращаясь к книге Бытия: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27,28), человеку надлежит жить в огромном, но все же ограниченном пространстве земли. Также как мы выше уже писали, человеку не разрешен и прочно закрыт твердью второго дня доступ в мир ангельский и престола Бога. Таким образом остается вопрос ограничения пределами/твердью мира хоть и материального, но астрономического. Если человек тоже материален и почему бы ему не выйти за пределы земли в материальный мир светил?
Библия озаботилась тем, чтобы четко дать ответ на этот вопрос. Кроме упомянутых стихов из Бытия, есть немало и других: «Благословенны вы Господом, сотворившим небеса и землю. Небеса - небеса Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:23,24). О каком небе идет речь, может это только касается мира ангельского, а не астрономических светил? Но напомним, что, наверное, не зря все три уровня небес, в Библии называются просто небо, небеса. Речь идет о всех вариантах небес. Небеса, имея свои уровни, однако представляют собой единую целостность. Ну не человеческие небеса. Только Божии. Нигде в Библии Бог не благословлял человеку вторгаться в небесный удел Бога – хоть это светила, хоть это твердь второго дня, хоть это мир ангельский.
Этому вторит и пророк: «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного» (Ис.45:18). О жительстве на небесах нигде не сказано.
А вот как емко рассматривает вопрос псалмопевец:
«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс.8:2-10)
Сразу идет четкое разделение на небеса и землю. Ясно определяет права человека на землю, а удел небес оставляет только за Богом. А поскольку идет речь о визуальном наблюдении небес, то тут речь идет именно об астрономическом небе со светилами (небеса первого и второго дней визуально наблюдать самостоятельно человек не может). Небо со светилами Божии, человек ни владеть, ни распоряжаться, ни жить там не может, а вот наблюдать их, толкуя знаки – это, как и в книге Бытия, разрешено. Ни в коем случае человек не дерзает как-то претендовать на небесные явления иначе как наблюдать.
Небо четвертого дня со светилами материальное, и его можно наблюдать материальными глазами, чего не скажешь о небесах первого и второго дней. Но то что оно материально отнюдь не означает что оно дано человеку, и что та небесная материя такая же как земная.
Также Бог подробно определил для небес четвертого дня задание, миссию существования. В отличии от другого творения, которому задания либо совсем не поставлено, либо это задание поставлено очень приблизительно, (как это с человеком, который должен проявить свое творчество, в том числе в управлении, и развитии подвластного ему мира), то небу четвертого дня дан исчерпывающий список заданий. Тут нет месту свободному творчеству человека (например, заселять светила).
***
Ну хорошо, а если человек все же решится нарушить Божий план и выйти вне пределов земли, в сферу небесных светил. Есть ли у человека принципиальная возможность выйти в пространство небесных светил и к самим этим светилам? Преодолим ли для человека барьер тверди-перегородки неба четвертого дня?
В книге пророка Овадьи Бог угрожает народу идумеев (Едому), поскольку те слишком возгордились, и Бог строго предупреждает: «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: "кто низринет меня на землю?" Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд.1:3,4).
Понятно, что тут иной контекст, однако обратим внимание на сам негативный тон отношения к вторжению человека в небесный регион бытия. Не говоря уже о том, что терминами небеса, звезды, «подняться выше звезд» описывается бунт Сатана и свержение его с неба: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14:12-15). Библия четко говорит, что кто бы на небеса не полез – человек или дьявол, все будут незамедлительно низвержены вниз.
А теперь вспомним важнейшую черту мира после грехопадения: дьявол соблазнил человека материальным, и тем самым получил через человека - владыки выделенного ему Богом мира (земля, воздух и вода) власть над этим миром, стал князем мира сего. Однако сам дьявол стал привязанным к человеку через тотальное влечение – тешуку, и привязан к материи – дьявол ползает по земле и ест землю. Человек же стал зависимым от дьявола тем, что тот получил свободный доступ в сознание человека чтобы его эти материальным искушать. Однако человек же получил такой инструмент как вражду с дьяволом – оказывается человек через мысленную брань хоть и победить дьявола не может (это сделает Христос), но может с ним бороться и даже властвовать.
Выходит, мы имеем дело не с абстрактным человеком в вакууме, а с мощной связкой человек-материя-дьявол. При чем окончательно эта связка будет разорвана только в конце этого мира. Таким образом если человек все-же решит нарушить границу между землей и небом, проведенную Богом, и грубо говоря высадится на Луне, Марсе, Альдебаране и тау Кита, построит там базы и поселения, то возникают только две возможности:
Либо человек проникает в космос, а дьявола туда не пускает Бог (напомню - небеса для дьявола закрыты), тогда выходит человек может выйдя в космос, сбросить с себя дьявола и его злые привязки как паразита (подобные идеи кстати проскакивали у многих фантастов). Но Библия говорит, что оторвать человека от дьявола может только Христос и только через его страшную жертву.
Тогда только второй вариант – попав в космос, на небеса, к светилам, человек приводит туда с собой и дьявола. Выходит, библейское описание Бога и Его творения нам многократно врет: Бог закрыл небеса для человека, - а он туда самолично влез. Бог низверг и закрыл небеса для дьявола, а он туда опять влез, и не просто влез, а захватил (через человеческий грех) власть! Теперь дьявол — это воистину архонт космоса, владыка вселенной. А дальше чем черт не шутит - раз можно взломать твердь четвертого дня и захватить космос (знаковую систему Небес первого дня) то почему нельзя взломать твердь дня второго и захватить Небеса и престол самого Бога?
Что же это за человек и дьявол такие, которые запросто ломают ограничения Бога? Что же это за Бог такой, который не в состоянии отстоять свой удел? Может нет никакого Бога?
Если Бога нет – то какой же я штабс-капитан? Если человек может проникнуть и захватить мир неба и светил четвёртого дня, которые Бог закрыл для человека, и дьявола, то что же это за Бог? Нет выходит никакого Бога, или точнее может какой-то бог и есть, но точно не Тот, о котором говорит Библия.
Представляете – какое это искушение для человеческой гордыни, чтобы отвергнуть Бога! Это вам не бредни Дарвина про эволюцию дизентерийной амебы в человека. Надежных доказательств то нет! А тут человек гуляет по Луне. По Марсу катается электрический трактор. Космические корабли бороздят просторы вселенной. Дошло до того, что начались идеи продажи астероидов и участков на Луне и планетах. Илон Маск творит чудеса! И все это в прямом эфире, онлайн! А если там еще и инопланетяне водятся? Представляете какой простор для действий?!
Я думаю вы поняли, что вера в библейского Бога и лунные базы с марсианскими садами несовместимы. Нет и быть не может до конца истории, чтобы человек проник за пределы земли. С точки зрения Библии освоение космоса и небесных светил невозможны от слова никак.
Тут может возникнуть конкретный вопрос – а где собственно находится эта граница, эта твердь, отделяющая обитаемую землю и космическое небо четвертого дня?
Мы знаем, что воздух и воздушные существа – те же птицы, даны человеку во владение (и соответственно там, в воздухе, «поднебесной», обитает и дьявол с демонами). С другой стороны, небесные светила – это уже исключительно удел Бога и человеку с дьяволом туда ход запрещён и закрыт.
То есть если предположить, что земля таки шарообразная, а Луна – ближайшее к земле светило, то граница находится где-то между. Между концом «воздушного» пространства, атмосферы (может ионосферы или еще что там есть) и Луной.
Выходит, с таким подходом, полеты по околоземной орбите теоретически возможны. Тем более что облететь/обойти всю землю, это на библейском языке провозгласить свое право собственности на землю (на что человек имеет право). Но это уже больше спекуляции чем обоснованная экзегеза.
А вот ходить по той же Луне, да и просто облететь ее хоть в пилотируемом корабле хоть автоматическим аппаратом – с библейской точки зрения 100% нельзя и невозможно.
***
Конечно, все эти наши рассуждения по Библии могли бы иметь чисто абстрактный, умозрительный аспект. Ну сидят какие-то дурни, мракобесы и читают ближневосточные мифы древних пастухов. Наука это все давно опровергла, а техника позволила осваивать космос, облетать светила и даже гулять по их поверхностям.
Но всяких интеллектуально честный человек, не сука и не глупец, прекрасно видит, что все фотодоказательства полета людей на Луну – подделка. Марсоход регулярно снимает на «поверхности Марса» то каких-то сусликов, то рваные гондоны. А фотошопы и намеки на Матрицу у Маска?
Об освоении космоса нам так много лгут, что впору задуматься – а может это все пустышка, симуляция, игра? А если учесть, как много у «освоителей» космоса оккультизма и сатанизма, то не является ли все это космобесие последних 100 лет лжезнамениями Дьявола и его слуг?
Но это уже совсем друга история.