В среде христианства, особенно с 19 столетия, появилась целая прослойка «либеральных богословов». По моему мнению нет ничего страшнее и гаже в христианстве, чем таки толкователи. Они рассматривают Писание как какой-то расширенный катехизис, как учебник по этике, как собрание мифов, к которому по случаю можно обратиться «за цитаткой».
То, что надо всех любить – вот вам цитатка-с, а Шестоднев о творении мира – так «там все иносказательно», «Библия же не учебник по геологии и биологии»; «теория эволюции совсем не противоречит Библии», «Библия только подтверждает науку» и т.д.
В Септуагинте дается очень тонкое описание греха Каина. Каина начал искушать дьявол и когда они в положенное время вместе с Авелем принесли жертвы, Бог жертву Авеля принял, а Каина отверг. Каин опечалился. И Бог объясняет почему не принял жертву Каина: «Если ты правильно принёс (жертву), но правильно не разделил (жертву), разве ты не согрешил?»
Мы не знаем заповедей по жертвоприношениям данные людям сразу после грехопадения. Но исходя из правил жертвоприношений установленных Моисеем, а также из древнейших языческих традиций, мы знаем, что всякая правильная жертва Божеству состоит из двух частей.
1. Выбор жертвы. Жертва должна быть лучшая – если это животное, то лучшее, если овощи, хлеб, елей – то лучшие.
2. Раздел жертвы. Жертву разделяли – часть приносили Божеству (например, через сожжение или утопление) а часть потребляли жрецы или просто люди. В зависимости от важности жертвоприношения, определялась пропорция разделения жертвы. Самое важное и значимое жертвоприношение – это всеприношение, всесожжение, когда жертву приносили Божеству целиком.
Жертвоприношение – это один из способов общения человека и Бога, который остался доступным после грехопадения. И если жертвоприношение не правильное, то и общение с Богом фальшивое.
Мы точно не знаем, об этом прямо ни Септуагинта ни масоретская Тора не говорит, но из контекста Торы выплывает, что Авель принес жертву целиковую, - Авель этим как бы говорит Богу (а жертва это общение с Богом) – Soli Deo, только Тебе, только Ты Яхве. В тот же самый час Каин принес жертву хорошую, но разделил ее неверно – он оставил что-то себе. Каин как бы говорит Богу – вот это Тебе, а это мне. Ты заповедовал нам приносить жертву через нашу греховность – получи и распишись. А остальное – мне, это уже моя личная жизнь.
Таким образом Каин делает шаг назад от Бога. И Бог, видя это, такую жертву не принимает и говорит Каину – ты в беде, тебя искушает Сатан, - не поддавайся на искушение. А что делает Каин? Он в ответ приносит жертву уже целиковую. Только не Богу, а дьяволу, и не плоды земли, а брата своего Авеля, и таким образом окончательно разрывает свою связь с Богом и идет в рабство дьяволу.
Библия, как и ветхозаветные жертвы – это тоже одна из форм богообщения. Через Библию Бог сообщает нам то, чего мы сами не можем познать через поврежденность грехом, и даже именует людей не как Своих рабов, но больше: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан.15:15)
При чем Библия, как и жертва тоже имеет два аспекта:
1. Библия – это повествование, в котором человеку даны знания о нем самом, Боге, о творении, о грехе, об искуплении, о Мессии, а также в первую очередь духовная, но не только духовная, а и немножко политическая экономическая, технологическая, культурная история мира от начала до конца (то есть и предсказания на будущее). Утратив вследствие греха, непосредственную возможность познания Бога, себя и мира, человек не остался в неведении и получил от Бога знание в виде Писания.
Ведь если Богу было бы угодно представить Библию как свод этических законов и религиозных практик, то так бы и было. Но в Библии есть подробнейшее описание творения, его базовых, в том числе и физических, свойств, описание мира небесного и земного, описание человека, описание истории, прошлого и будущего. Бог ничего лишнего нам не говорит.
2. Библия — это инструмент познания. Бог, человек, творение необъятны и никакими книгами их описать нельзя. Этот аргумент используют либеральные богословы, говоря, что по Библии изучать вселенную или человека нельзя и следует обратиться к светским наукам. Ну, во-первых, христианам верить светской науке нельзя, ибо она основана на антихристианских предпосылках, и что человеческий разум всемогущ. (Тем, кто сейчас начнет о космических кораблях, бороздящих Большой цирк, см. статьи о матрице, и о науке и технике и разнице между ними). А во-вторых, Библия хоть и не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, но предоставляет христианам инструменты поиска на них верных ответов, при чем это касается и теологических, и антропологических, и философских, и гуманитарных, и естественно-научных вопросов.
Библия – это в первую очередь даже не повествование, а указание на направления и страховочные заграждения. Зная природную тягу человека к познанию и творчеству (а это как раз и есть божественные черты в человеческой личности), Господь заложил в Библию школу познания для человека, дал подсказки и страховочное оборудование. Сама Библия написана таким символическим языком, который предусматривает не просто прочтение текста, но и необходимость постоянного толкования, «догадывания» смысла. Чтение библии — это постоянная герменевтика символов, постоянный поиск и дешифровка контекста. Более того, даже истолковав что-то из Библии мы получаем не просто байты информации, но направления, указывающие куда надо двигаться, чтобы больше и лучше понять ту или иную проблему. С другой стороны, Библия — это пограничные столбы, которые показывают куда заходить не следует, чтобы не ошибиться. С помощью Библии можно изучать и природу, и вселенную с большим успехом, чем с помощью фальшивой и внутренне противоречивой светской «науки».
Этот громадный познавательный потенциал заложенный в Библии столетия вдохновлял различных христианских мыслителей, и никто из них особо не жаловался на недостаток информации в Писании. Наоборот – многие поражались масштабам библейского познания, сокрытым в одной книге.
Однако с определенного времени – когда умами мира завладели совсем другие идеи, и личный христианский Бог был выброшен из интеллектуального дискурса, началась с одной стороны последовательная политика создания лживых концепций, нагло именованных как «наука», а с другой стороны в среде христианства стали появляться секуляризаторы познания – либеральные богословы, которые разделяют христианское мировоззрение на два взаимоисключающих полюса – «научный» и религиозный, порождая шизофреническое сознание у людей.
Теория эволюции (хотя это никакая не теория ибо не соответствует критериям теории науки) – так «она же не противоречит Библии». Миллиарды лет развития, - так ведь «шестодневное творение – это иносказание, сказка для глупых ближневосточных пастухов». Несовпадение истории и хронологии науки и Библии – так это «Библия не учебник по истории», и т.д.
Получается либеральные богословы, как Каин, предлагают христианам разделить все с Богом: вот в вопросах нравственности – считаем Библию правдивой, а в вопросах мировой истории или законов природы – Библия недостоверна, и мы будем слушать безбожных «вчоных» с их большими взрывами, эволюциями, неандертальцами, и каменным веком 30 тыс. лет назад. Вот тебе, Боже, свечка, а вот тебе черт – кочерга!
Такое разделение, как показывает опыт части протестантов и католиков, в конце концов ведет к признанию гей-браков, размыванию самого понятия христианства, соединению религии и политики и наконец к экуменизму, как предтечи Антихриста. Все по каинскому алгоритму.
Даже в якобы консервативном православии такое либеральное богословие негласно доминирует. Самое интересное, что в ответ на критику, либеральные богословы отвечают не по сути критики, а переводят разговор в русло, что мол если не либералы – то обязательно альтернативой будет мракобесие. Да, мракобесие а-ля Почаев или Чаплин вещь нехорошая, но никто за мракобесие и не ратует. Основание мировоззрения христианина на Писании — это не мракобесие, но как раз и есть истинное христианство. А вот разделение либералами мировоззрения между Писанием и светской наукой, снисходительное, а то и негативное отношение к Библии, избирательное использование Откровения – это намного хуже, чем мракобесие, это – каинское богословие.