Есть мнение что с философской точки зрения Левиафана как некую политическую и религиозную сущность впервые сформулировал английский философ Томас Гоббс. Однако это не совсем так.
Давайте посмотрим определение Левиафана, которое дает нам пан Кондратио:
"Левиафан — это общность людей, политическая и религиозная...это определенное единство, союз σύνδεσμος (единство, союз, связка, сцепка, скрепа). Все одинаковы, личности их стерты, даже отдельных членов в теле Зверя нет (все названы обезличенно - «плоть»). Ни о каком особом месте для каждого речи не идет: все со всеми находятся в сцепке, аналоге свального содомитского греха. Из Левиафана уйти нельзя. Дух Божий проникнуть туда не может. Левиафан не союз свободных личностей, а связка, свара, сплав оскотиненных деградировавших людей."
У Томаса Гоббса, хоть книга и названа таким именем, но о Левиафане в толковании пана Кондратио речи не идет. Гоббс является сторонником сословной абсолютной монархии, которая состоит из свободных личностей, которые между собой заключают общественный договор в целях обеспечения безопасности всех членов этого договора и их собственности. Таких людей он называет гражданами и эти граждане свободны, и в том числе могут быть рабовладельцами. А монарх у Гоббса это "душа государства", властвующая над телом. Поэтому гравюра на его книге в виде гигантского человека, состоящего из множества маленьких людей не совсем корректирует с содержанием его политического трактата. Не знаю как это объяснить, но возможно картинку нарисовали уже в позднее время.
Что касается общественного договора, то в тот период были еще два автора с похожими концепциями. Еще один это Джон Локк, который тоже сторонник монархии, но его общественный договор более мягкий чем у Гоббса, там он также дает теорию возникновения частной собственности. Творчество Локка впоследствии станет основой для либертарианских мыслителей.
И есть третий персонаж это Жан-Жак Руссо. Вот именно в его концепции общественного договора можно найти признаки настоящего Левиафана. Он трактует государство как "политический организм", "условное коллективное целое", которое поглощает своих членов (индивидов): "каждый член превращается в нераздельную часть целого" и один из первых для того времени обозначает такое государство как юридическое лицо. То есть эта картинка в виде гигантского человека, состоящего из множества маленьких людей больше подошла бы концепции государства Жан-Жака Руссо, чем Гоббса.