Пророк Захария (времена конца Вавилонского плена и возвращения иудеев в Землю обетованную) написал довольно большую и очень значимую книгу. Однако пророчества Захарии довольно слабо изучаются и мало известны.
А зря. Во-первых, сам пророк и его манера пророчествовать довольно сильно отличается от других пророков.
Во-вторых, его пророчество очень насыщено яркими образами, которые могут конкурировать с образами Иезекииля и Даниила.
В-третьих, это очень разноплановое и насыщенное пророчество. Там и о восстановлении Второго храма, и о судьбе иудеев, и о суде над другими народами, и о Машиахе, и об ангелах, и о Сатане, и об апокалиптических событиях.
Захария делает много пророчеств о Христе, в частности именно у него говорится, что Машиах въедет на осле. Именно у Захарии Машиах отождествляется с Яхве. Две маслины, четыре коня, Вавилонская блудница - все эти образы Иоанн позаимствовал у Захарии.
В литературном плане Захария очень своеобразен. Как известно в ближневосточной литературе кульминация произведения обычно находится в центре. Так и у Захарии. Представляете какая мощная и красочная должна быть кульминация в таком цветистом произведении?
Вот и я представил. Но кульминация оказалась неожиданная и в чем-то даже парадоксально-абсурдная.
Кульминация начинается с вопроса жителей одного из городов Иудеи. Они спрашивают - нет не о судьбе мира и Израиля, не об Апокалипсисе и Машиахе. Они просят Захарию узнать у Бога поститься ли им или нет?
Как это напоминает современные времена, когда на вдохновенную проповедь батюшки о Христе и Спасении люди спрашивают его можно ли курить в пост или можно ли на Пасху освящать водку.
Напомню, что Тора не требует от народа поститься. Пост - это языческая традиция. Однако она почему-то так понравилась евреям, что они начали сами предлагать такую практику в своей религии и Бог ее принял.
Но пост - это лишь одно из средств духовного развития, не подачка Богу и не самоцель. Бог через Захарию гневно отвечает, что не пост главное, а милость, честность, сострадание. Бог напоминает, что это же говорили в прошлом другие пророки, но их не слушали и люди были наказаны. И вот теперь опять то же самое.
Похоже пророческое служение в то время окончательно теряет смысл для людей, и Захария стает одним из последних пророков Израиля. Вот такая кульминация, вот самое важное в проповеди этого яркого, но во многом бесполезного для евреев пророка.