Код Штирлица

Как известно во всех выдающихся произведениях искусства есть двойное, а то и тройное дно, в котором зашиты коды которые должны на безсознательном уровне для масс и в осознанном виде для избранных нести определенные очень важные смыслы.

Уже много написано о скрытых смыслах картин Да Винчи, или о кодах фильма "Матрица".

Из советских произведений поп-культуры, я безусловно считаю самым кодированным фильм "17 мгновений весны".

К сожалению этот фильм толком не осмыслен и не проанализирован. Сделаю тут короткий анализ его кодов.


1. Первое, что бросается в глаза так это то, что за блестящей актерской игрой, так и прет полное историческое несоответствие деталей фильма. Начиная от того, что в 1945 году черную форму никто не носил, заканчивая фразой, что руководители Рейха не имели высшего образования. При чем это неосоответствие сделано так, чтобы показать: авторы фильма прекрасно знали как в реальности все выглядело, но умышленно пошли на искажение деталей. Так, то что руководжители Рейха имели в подавляющем большинстве высшее образование, а Геббельс имел еще и научную степень доктора, можно было прочитать даже в советской энциклопедии, но еще красноречивее выглядит пассаж с Штирлицем, в тот момент когда "он был на грани провала", он сидел в приемной Гиммлера, одет как раз в ту форму (зеленую) которую носили в СС в 1945, но этот был лишь единичный момент, весь фильм все ходят в черном. Авторы фильма нам как бы говорят - фильм не об СС и Германии.


2. О чем же тогда этот фильм? Ответ дает Шелленберг в своей фразе "Воистину: куришь американские сигареты — скажут, что продал родину". Это прямая аллюзия но советские фразы типа "Сегодня он играет джаз а завтра родину продаст" или о джинсах как "штанах предполагаемого противника" (в СССР официальная пропаганда тех кто гонял за заграничными товарами пыталась сравнивать с изменой родине). Или например фраза генерала Вольфа: "У нас все были в СС" - нет в Рейхе далеко не все были связаны с СС, а вот в СССР - фактически все значимые фигуры были на поводку КГБ. Кстати это в СССР высшие руководители как правило не имели хорошего образования. Фильм "17 мгновений весны" - о СССР. СС - это КГБ, Рейх - это СССР, и только США это тоже США.


3. Каков действительный сюжет фильма? Формально сюжет фильма о том, что пока Германия из последних сил воюет на фронтах, спецслужбы ведут сепаратные переговоры с американцами о сдаче. А теперь посмотрим на реальный сюжет. - СССР ведет холодную войну с империализмом, а КГБ ведет тайные переговоры с этим империализмом в лице США, чтобы слить совок. Фильм о Штирлице сняли по заказу КГБ в середине 70-х, Андропов лично курировал съемку.

И именно в это же время тайная группа внутри КГБ вела переговоры с Западом об условиях развала соцлагеря, а внутри СССР - вовсю готовили планы перестройки, приватизации и т.д.


4. Весь фильм об СС просто запредельно пропитан евреями. Режиссер Лиознова - еврейка, актеры сыгравшие: Мюллер, Пастор, Далес, Геверниц, фрау Заурих и т.д. - евреи, закадровый текст читает еврей, среди эпизодических актеров было настолько много евреев, что это стало бросаться в глаза и во время съемок фильма произошел скандал, и евреев начали заменять на прибалтов.


5. Фильм не только показывает современные ему события, он делает предсказание на будущее. Вспомните знаменитый разговор Мюллера и Штирлица. Мюллер говорит, что через 20 лет вырастит новое поколение, которому можно будет вешать лапшу на уши, и Штирлиц может стать политиком и играть свою партию. То есть предсказывается сначала крах, а потом откат, реакция и возвращение. В середине 70-х для думающих и осведомленных было ясно, что совок не жилец. Но в фильме предсказывается, что после краха, через 20 лет начнется возвращение всего в зад, и для скромных неприметных, но талантливых работников КГБ откроются широкие перспективы. Все так и случилось, кризис и развал совка, а потом через 20 лет на политическую арену выходит скромный труженик госбезопасности, который возродит былые идеалы. Только небольшая ошибочка у авторов фильма вышла. Киношный Штирлиц был в звании полковника, а реальный оказался лишь подполковником.


Отдельно следует остановиться на судьбе актера Броневого, сыгравшего Мюллера. История его семьи сама по себе потянет на сериал.

ПС.Из современных кодировщиков постсовка, безусловно важнейшим является Пелевин.

Категории

Статьи