Как я уже много раз писал – самая главная тема Библии — это личный вопрос. Это Бог, это человек, это их взаимоотношения. Текст Библии в котором нам рассказывается о Боге, человеке и всем сущем представлен нам в виде не теологического или антропологического, или метафизического трактата, но в виде истории.
А всякая история простирается во времени. Времени не было, потом оно появилось, потом придет момент что времени уже не будет. Но собственно жизнь грешного человека, а Библия дана именно грешному человеку, происходит исторически во времени.
Для подавляющего большинства будет удивительным узнать, что вторая по важности тема Библии — это хронология, учение о распределении времени.
Крупнейший философ ХХ века Хайдеггер утверждал, что смысл бытия есть время. Но еще в библейские времена это прекрасно понимали. Кто владеет временем, его распределением – тот владеет линзой, через которую люди видят мир. Если линза времени кривая, то и все видение мира людьми кривое.
В древности хронологии придавали огромное значение. Разные хронологические системы и календари конкурировали между собой. В первые века до и после н.э. происходила целая хронологическая война между разными вариантами Библии. Ведь самое масштабное различие разных вариантов Библии — это различие в хронологии. На данный момент известно три варианта Ветхого Завета – Александрийский, самый древний из известных, с которого был совершен перевод на греческий, масоретский – на котором основан современный текст ТАНАХа на иврите и самаритянское Пятикнижие. Самаритянский текс и Септуагинта с одной стороны и масоретский текст с другой предлагают принципиально иные модели хронологии священной истории.
Не буду вдаваться в подробности – но замечу, что более поздняя модель хронологии масоретского текста имеет все признаки нумерологии – вавилонской науки. Под влиянием вавилонской эзотерики где-то за 200 лет до Христа было произведено изменение библейской хронологии. Старая хронология постепенно была вытеснена и на сегодня о ней мы знаем по греческому тексту Писания и по самаритянской Торе.
Нужно заметить, что к эпохе Возрождения использование нумерологии каббалы для формирования хронологии стало повсеместным. Собственно, скалигеровская хронология основывается на масоретском летоисчислении и развивается с помощью каббалистических формул. Никакого отношения к реальной хронологии современная хронология не имеет.
Хронология Библии дает нам важнейшую информацию о Боге и о человеке.
Как известно, одной из важнейших черт божественности Христа является его первосвященство по чину Мелхиседековому. Так исходя из древней хронологии Библии, зафиксированной в Септуагинте, Мелхиседек это Элохим, а согласно подправленной масоретской хронологии Мелхиседек это Сим, сын Ноя.
По хронологии будущего, описанной Даниилом и Иоанном Богословом, последние времена должны начаться приблизительно через 1300 лет после Рождества Христова, тогда как каббалистическая хронология Скалигера говорит, что мы сейчас живем в 21 вере от Рождества.
Кроме хронологии большое значение имел календарь. Существовали религиозные календари, но если такой календарь был не удобен для бытового использования и появлялся еще и светский календарь – религиозный календарь сохраняли. Например, у нас есть разные датировки Потопа у масоретов и Септуагинты. Но поскольку Конец Света будет аналогом Потопа, то и его датировка важна для христиан.
Так что, например, спор между Юлианским и Григорианским календарем — это не технический нюанс, а важнейшая богословская проблема. И если кто-то начинает вещать, что вопрос хронологии уж решен Скалигером и она верна, если кто-то будет говорить, что не важно какой календарь и можно запросто переходить на Григорианский с Юлианского, то перед вами или глупец, не знающий вопроса или сознательный слуга Сатана.