Думающие люди всегда пытались найти те определяющие черты истории, которые бы создавали определенную модель человеческой исторической жизни и давали бы опоры для прогноза будущего. Философия истории произвела немало теорий-моделей истории, в зависимости от принципиальных критериев человеческого бытия и мировоззренческого базиса их авторов. Наиболее известные из них такие: Циклическое время – выходит корнями из мифологического сознания, и подразумевает циклическое повторение событий, как по кругу сменяются времена года или день сменяет ночь, или поколение сменяет поколение. Круг событий не имеет ни начала, ни конца. Если есть представления о богах, героях или о творении мира – то эти события выносятся «за пределы» времени. Циклическое время истории не имеет конечной цели. Очень интересную и изящную теорию «Вечного возвращения» разработал Ф. Ницше. Теория прогресса – теория, в основном разработанная в Новое время и представляет собой концепцию постоянного восходящего развития человечества. Человек развиваясь и развивая свои знания и умения строит свое историческое бытие от более простых, примитивных, худших форм к лучшим. При чем критериями развития являются материальное, общественное, нравственное благополучие человека. У этой теории есть варианты, согласно которым прогресс идет неравномерно, иногда переходя в регресс (теория Хюбнера или концепция «пределов роста»). Однако эта теория еще толком не рассматривает ни начало ни конец истории. Предполагается, что прогресс будет бесконечным. Теория регресса – как правило религиозные теории, предполагающие постепенную деградацию мира и человека от какого-то первичного «Золотого века» до «Апокалипсиса». Критерием деградации выступает духовно-нравственное состояние человечества. Эти теории уже знают и начало истории (творение) и ее конец («конец света»). Такая теория существует во многих религиях, эзотерических учениях. Теория религиозного прогресса – рассматривает весь мир в контексте регресса, однако для определенного круга людей – истинных адептов религии: «посвященных», «церкви», «малого стада» возможен, в контексте данной религии и духовно-нравственный прогресс, который в конце концов приведет к достижению определенных целей. К этой теории можно отнести ветхозаветную концепцию «вызревания» условий, необходимых для прихода Мессии. Так прошло несколько поступательных этапов духовного развития, необходимых для этого: обещание Спасителя при изгнании из Рая, призвание Авраама и завет с ним, Моисей, его Закон и Земля обетованная, деятельность пророков, и наконец, кульминация – приход Предтечи («Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11)) К это же теории можно отнести и очень разрекламированную теорию «Осевого времени» К. Ясперса, согласно которой в разных частях мира в определенный период («осевое время») между 800—200 годами до нашей эры произошел качественный переход от мифологического мировоззрения к новому – рационально-философскому, сформировавшее тот тип человека, который существует и поныне. Примерами таких учений считаются конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, буддизм, зороастризм, иудаизм, античная философия, которые позже «доразвились» до христианства и ислама. Мы считаем вышеперечисленные теории таковыми, которые в христианском понимании не дают ясного критерия исторического развития человечества, не указывают истинное направление такого развития, а иногда откровенно обманывают христиан. Поэтому в этой статье мы изложим христианскую теорию истории, и согласно Писания, укажем истинные критерии такой теории и христианские векторы развития человечества. Однако, перед тем как предлагать конкретные исторические теории, для начала, нам необходимо остановиться на общих проблемах понимания истории современными христианами. Библия дает христианам базовые исторические знания по геологии, биологии, хронологии, исторической периодизации и футурологии. Они в большинстве своем оспаривают постулаты современной «науки», предлагая принципиально иную историческую картину мира. Однако подавляющее большинство «христианских авторов» стоят на стороне безбожной науки, считая библейскую позицию «аллегорией», «мифом». Более того, нередки случаи, когда христиане пробуют «подогнать» библейскую историю под «научную». Бытует мнение, что религиозные христианские книги – правдивы лишь в вопросах богословия, этики, тогда как их исторические или геологические тезисы можно всерьез не принимать, а опираться нужно на мирскую «науку». Тянет фальшью. Это как в анекдоте «Или крест сними или штаны надень». Если доверяешь Библии в богословии, то тем более нужно ей доверять и в истории! Что такое мирские наука и техника, каковы их настоящие цели, откуда они происходят, кто их реальные авторы и какие у них реальные аксиомы, и какой вообще должен быть христианский взгляд на них – отдельная, совсем не разработанная тема, и мы обязательно к ней вернемся тут и в отдельных статьях. Здесь же, мы укажем, что часто отрицая библейскую точку зрения, наука, на самом деле своими же методами и данными, постоянно ее подтверждает, а свои постулаты ставит под сомнение. Библейская геология сама по себе намного короче, чем официальная «научная». Наука говорит о миллиардах лет геологической и сотнях тысяч лет человеческой истории. Библия же говорит о не более восьми тысяч лет всей истории вселенной. Нужно напомнить, что все эти теории об миллиардах и миллионах лет истории, о всех этих «юрских» и «архейских» периодах разработаны еще в XVIII - начале XIX веков. А сейчас множество научных данных говорят о глубоком несовершенстве традиционных методов датировки, и что сама история Земли намного короче! Библейская хронология и ее периодизация нам говорит о том, что общечеловеческая история намного короче общепринятой, и что она имеет 3 этапа: 1) допотопный период цивилизации нефилимов (исполинов) (до Потопа в 23 веке от Сотворения мира); 2) период между Потопом и (возможно расчленением Земли) и рассеянием народов - цивилизация Вавилонского Столпотворения (23-29 века от Сотворения мира); 3) период от рассеяния цивилизации Столпотворения до конца мира сего, суда над ним и восстания преображенного Царствия Христова. Христос родился в 58 веке от Сотворения мира, значит истории человечества по Библейской хронологии не больше 8000 лет! (даты даны приблизительно, поскольку существует множество вариантов Библейской хронологии, которые, однако принципиально между собой не различаются). Как известно «научная» хронология совсем другая, однако за последние 300 лет появилось масса научных данных об принципиальной ошибочности, глубокой фальсифицированности такой хронологии, а значит и всей исторической науки. Еще И.Ньютон написал книгу, раскрывающую подобные факты. Исследователи нашли и изучили массу документальных, геологических, археологических данных о Потопе, высокоразвитой допотопной цивилизации, о разделении единого протоматерика на отдельные материки во время Потопа или же после Столпотворения (Бытие 10:25), не говоря уже о дальнейшей ветхозаветной истории. Даже такие столпы современной науки как теория относительности Эйнштейна, абсолютность математики, космогония Большого Взрыва и т.п. поставлены под сомнение. Однако в учебниках по всему миру людям преподают откровенную ложь. Я уже не говорю о теории эволюции – полностью опровергнутой генетикой, и палеонтологическими исследованиями. И хотя над ней уже пол века смеются даже далекие от библейского взгляда ученые, ее до сих пор впаривают как единственно правильную всем ученикам и студентам. Сатана – князь мира сего, и его слуги – управляющие сим миром, делают все возможное, чтобы скрывать правду и сеять ложь. Это может и неприятно слышать, но в современной «официальной науке» существует заговор. Все попытки поставить под сомнения ее безбожные постулаты и показать людям Божью правду, с помощью множества методов промывки мозгов и манипуляций, натыкаются на стену сопротивления. Ученых-оппозиционеров высмеивают, их работы не публикуются, их самих увольняют, источники неугодной информации, археологические артефакты прячутся или уничтожаются. Что тут говорить, когда даже в христианской среде, метастазы дьявола делают все, чтобы скрыть правду. Подавляющее большинство христиан, и часто клириков, «богословов» почти ничего не знают о правдивой истории мира, а прямые на это указания в Библии всерьез не очень и воспринимают. Подвергаются гонениям и сами христианские тексты, наиболее полно рассказывающие о истории. Это «Ветхозаветный Апокалипсис» пророка Эноха, рассказывающий о допотопной истории человечества, широко известный и авторитетный в древности, на него ссылаются апостолы и первые христианские Отцы, - однако позже умышленно преданный забвению аж до полного исчезновения текста более чем на 1000 лет. И хотя теперь этот текст найден, а Кумранские свитки подтверждают его древнюю аутентичность – христианские исследователи настойчиво его игнорируют. Другой же Апокалипсис – Иоанна, рассказывающий нам о конце третьего этапа библейской истории человечества и событиях предшествующих Концу света, тоже долго не хотели включать в канон, а потом вследствие многолетнего шельмования, довели до того, что теперь всякое толкование этого текста воспринимается как моветон. Но правда всегда торжествует, а мы продолжим наши христианские историко-философские изыскания. Главный и, пожалуй, единственный интересный для христианина критерий человеческой жизни является духовное «расстояние» до Божества. Ведь только в Боге и с Богом христианин достигает своей цели жизни в мире сем. Но если строго судить о близости или удаленности от Бога конкретного человека нам и невозможно и неполезно, поскольку не поддается это рациональному анализу, поскольку не всегда мы можем оценить и состояние души человека, и «плоды», по которым древо познается, - то рассуждать о соотношении с Божеством общества, цивилизации, эпохи мы можем по тому, как это общество или цивилизация само понимало и артикулировало свое отношение с Богом. Та или иная культура в конкретную эпоху, не всегда, но часто, создавала свое понимание в виде рациональных религиозных концепций (мифология, богословие, философия), и соответственно этим пониманием, создавала свою религию, как форму, способ своего взаимоотношения с Божеством. А само религиозное знание, а значит и религия и культура вообще основывается на понимании Бога. Грубо говоря – как та или иная культура или эпоха представляет Бога, Что или Кто для них есть Бог, так вся та культура и существует, и занимает соответствующее место в истории, таков ее в эту историю вклад, ее в этой истории след. То есть – изучая «богословие», понимание Божества в той или иной исторической эпохе, или в разных культурах во время одной эпохи мы можем, именно с христианской точки зрения, выдвинуть теорию, обрисовать всю историю человечества как единый процесс. Поняв закономерности этого процесса, христиане получат тот инструмент, с помощью которого можно будет в гигантском потоке исторических событий и фактов, выявить важное и отделить его от второстепенного; дать оценку, определить место тем или иным историческим событиям; понять настоящее и предсказать будущее – и все это делать, базируясь на христианских принципах. То, в истории, что для атеистов или например, представителей других религий есть важное, для христиан может оказаться второстепенным, и наоборот. Также, те исторические события, что для христиан будут позитивными, для других окажутся негативными. К сожалению, разработанной христианской истории мира до сих пор не существует. Есть история христианства как религии, но нет истории целого мира, написанной с позиций христианства. И христиане вынуждены пользоваться историей, написанной враждебными христианству силами. История, которую преподают в школах по всему миру, насквозь лжива, не соответствует христианскому подходу, и постоянно противоречит Библии. Это усложняет понимания христианами мировой истории и ее уроков, не дает оценить современность и понять то, что ждет мир и христианство в будущем. Христианам еще предстоит развернуто переосмыслить этот мир и свое место в нем. Однако для этого необходимо выработать христианскую философию истории, предложить историческую теорию, фундамент, стержень, скелет, на котором можно строить древо познания христианской истории мира. Именно этому вопросу и посвящена данная статья. Библия в целом дает нам базовые пункты для такой теории. Мир и человек созданы совершенными, но вследствие греха мир заболел «смертельной болезнью», и хотя Христос, своим Воскресением и даровал людям шанс на спасение и бессмертие, и пообещал для них создать «новый мир» - Свое Царство, сегодняшний мир в конце концов переполнится грехом и погибнет. Это указывает нам направление движения истории мира сего и его причины. Направление же сие - есть регресс. Мы уже упоминали, что похожие воззрения имеют место во многих и нехристианских учениях (теория «золотого века», за которым идет «серебряный», потом «медный», потом «глиняный» и далее погибель), однако нам важно вскрыть внутренний механизм этих явлений с христианской точки зрения, – то есть относительно главного для любого христианина аспекта, – отношения с Божеством. В целом процесс регресса отношения культуры к Божеству, проявляет себя в деградации, умалении Личности, личностного аспекта в понимании Бога. В истории человечества этот процесс можно разделить на четыре последовательных этапа. Первый этап мы условно назовем протофарисейским. До грехопадения общение человека и Бога совершалось напрямую, без каких-либо посредников или фильтров, то есть без искажений, истинно. Но вследствие греха, а корень любого греха – гордыня, человек начинает воспринимать Бога через посредника – свое человеческое понимание, «судя по себе». Человек начинает смотреть на Бога через призму себя-человека. Бог у человека начинает приобретать «человеческие, слишком человеческие», антропоморфные черты. Происходит «антропоморфная секуляризация» понимания Бога. Например Адам после вкушения плода, начинает думать, что Бог такой как и он, и от него можно спрятаться, и таки прячется от Него в кустах! И Каин пытается обмануть Бога, говоря, что не знает, где его брат Авель. И хоть Бог для человека тогда еще представляется могущественной Личностью, но люди начинают рассматривать Бога как наделенного ограниченными, но очень увеличенными, свойствами человеческой личности. Человек как Образ и подобие, по идее должен бы, глядя на Бога, себя рассматривать как Его образ и подобие, но поврежденное грехом человеческое восприятие начинает рассматривать Бога как супер, но существо с человеческими свойствами, то есть наоборот – проецировать себя на Божество. Бог начинает представать суперменом, суперцарем или супертираном, который хоть и «очень крут», но которого можно пробовать «подогнать» под человеческие надобности. В свою очередь, главное для человека свойство Бога – Любовь, в глазах человека начинает умалятся. Люди утрачивают любовь к Богу, и думают, что Бог перестает любить человека. Появляется такое себе «протофарисейство». Второй этап мы назовем языческим. Тут понимание Божества деградирует в направлении примитивизации. В книге Эноха указано, что в передпотопный период ангелы, сходя с неба и давая человеку знания, соблазняли людей поклоняться им как Богу. Появляется политеизм, а понимание Божества примитивизируется до магии, тотемизма, шаманизма, когда богов и духов подкупают жертвами, заклинают, управляют заклинаниями. Представление о богах становится нагромождением гадких примитивных сказок и мифов - отображения сцен греховной человеческой жизни. Боги все еще личности, но они уже совсем почти как люди, только бессмертны. И когда ранние, еще не совсем деградировавшие языческие культы (а такие культы еще сохранились в некоторых уголках земли и неплохо исследованы) все еще сохраняли, на ряду с пантеоном множества богов, понимание главного Бога-Творца, то далее деградация дошла до того, что память о главном Боге-Творце исчезает, оставляя только скопище божков, погрязших в интригах, а сама история предстает как повторение циклов без начала и конца, без смысла и цели, как это мы наблюдаем, например, в античной мифологии. Третий этап назовем философско-гуманистическим. В этот этап язычество настолько деградирует, что наступает момент, когда люди, видя все это, говорят – или что Бога (богов) вообще нет - атеизм, или Бог (боги) находится так далеко, что не связан с этим миром – деизм, или Бог растворен в мире сем – пантеизм. То есть человек в отношении с Божеством вообще перестает воспринимать оное как Личность. И если раньше человек получал от Бога-Личности правду, помощь, если раньше Человек обращался к Богу-Личности и получал ответы, то теперь для человека личность Бога исчезла. И единственная личность, которая остается – это сам человек. И личность человека занимает место Личности Бога. Теперь сам человек стает источником правды, он «мера всех вещей», а познать что-то означает – «познать самого себя». Человек сам теперь решает что добро, а что зло. И так религия внешнего Божества «теизм» заменяется религией человека – «гуманизм». В Античности, такой гуманизм проявился в виде философии. Да, философы много говорят о Боге, но это уже не личностный Бог, а идея Бога, представление человеческого ума, «модель» Бога. И когда самые примитивный язычники делали себе богов из дерева или камня, философы делают себе Бога из слов, понятий, идей и являются их «заклинателями». Но если эти язычники еще хоть как-то общались со своими божками, боялись и уважали их, если в них было хоть что-то от Живой Личности, то у философов таких «сантиментов» к Божеству уже не осталось. Бог для них – это просто интеллектуальная вещь, которую можно с помощью логики и диалектики наделить какими-то свойствами или обделить, куда-то поставить или забрать. Философы относятся с идеями Бога как патологоанатомы с трупом. Бог обезличен, а значит и мертв. От него лишь осталась память, идея, модель, мумия. Еще раз повторюсь: философы, от Платона до Гегеля говорят о Боге очень много, но на самом деле для них Бога нет. Он умер, они убили его. Но понадобилось 15 веков истории, чтобы философы в этом открыто и прямо признались. Этот философско-гуманистический излом происходит как раз в «осевое время» в 800-200 годах до н.э. Но в отличие от сторонников этой теории, которые считают философский излом прогрессом в духовном развитии человека, с христианской точки зрения – это глубокая деградация человечества. Строго говоря самый примитивный дикарь-язычник, лютый сатанист стоит намного ближе к Богу, чем настоящий философ. Ведь для обращения язычника достаточно указать, что, грубо говоря, он поклоняется не тому богу. Тогда как философа нужно переубедить что Бог-Личность вообще существует. Да, философ может быть намного нравственнее, умнее язычника. Но эта его нравственность и ум исходят не от Бога, а от его, философа, гордыни и самомнения. И если надо, то философ может придумать совсем другую нравственность, где зло станет добром. Вспомните что натворили в мире марксисты. Куда там язычникам до них. Детальное христианское исследование самой философии и ее влияния на христианство будет проведено нами в отдельной работе. В Греции деградация выразилась в философии. В Китае, - старые языческие культы трансформировались в, по существу, гуманистическое и безбожную философию конфуцианства. В Индии, на смену языческому индуизму пришел философичный и глубоко гуманистический (потому что все концентрируется на развитии человека и ее возможности) буддизм. Четвертый этап, который начинается сейчас, мы назовем бессмысленно-технологическим. Философско-гуманистическая эпоха, начавшись в «осевое время», закончилась в конце 19 века. Философия, опираясь на человека, однако не могла дать необходимых ему универсальных ответов на животрепещущие вопросы. В своем развитии (в христианском понимании - деградации) она все больше заходила в тупик. Если на заре философии Платон говорил, что используя правильные подходы и методы, люди в конце концов придут к истине и порядку, то в конце философии, Кант уже говорит, что смысл вещей мы познать в принципе не можем. Ведь люди разные. А значит у каждого человека «своя философия», свой смысл и своя субъективная истина. Но, в таком случае, это значит, что истины и смысла нет вообще, или что истин много, (что на деле, одно и то же). Похоронная команда философии – постмодернисты (постмодернизм - "философия безумия") констатируют, что в середине ХХ века смысл заменила информация, произведение – текст, культуру – набор вещей и событий, творчество – роботизированное конвейерное производство. Если в ранние 3 этапа люди искали смысл, то в четвертом этапе уже никто ничего не ищет, поскольку смысла, цели, понимания добра и зла уже никому не нужно. Люди знают технологию – как сделать что-то, но их не интересует зачем все это надо. Расписавшись в отсутствии смысла, философско-гуманистическая эпоха закончилась. Но конец философии и поиска смысла и цели вообще, означает что вместе с ними уже никому не нужна и человеческая личность. Более того, исчезает надобность в Личности и личностности в целом. Человек постепенно теряет свою божественную черту – личность, деградируя на уровне отдельного человека до образованного животного, биоробота, которому только и нужно что есть и наслаждаться, а на уровне общества – в безликую тоталитарную массу винтиков в одной мировой система, машине зла. И фильм «Матрица» - прекрасная тому иллюстрация. Детальнее, как под действием греховной деградации изменялись общественные отношения можно почитать в нашей статье «Система как социальное оружие дьявола». Наступает новая постчеловеческая эпоха. После "смерти Бога" для человечества в философскую эпоху, в следующей эпохе непременно следует смерть самого человека. Таким образом, вследствие греха, на протяжении мировой истории человечество деградирует через умаление Бога как Личности аж до понятия Бога, а значит «смерти» самого Бога. А сам человек деградирует от личности аж до обезличенной скотины, то есть «смерти» самого человека, как образа Божия. Таковая обезличенная смерть Бога и человека, в четвертом этапе истории приведет и к гибели всего мира, о чем нам говорят пророчества. Пока мы тут говорим о исторических теориях человечества вне христианства. Но Господь, сначала через пророков, а потом Сам придя в этот мир во плоти, не отменяя деградации человека и человечества в мире и гибели самого мира (а только подтверждая это), дал нам, однако, шанс и возможность спастись от такой гибельной деградации. И хоть гибельный поток мира сего силен, Он дал людям силы проплыть против мирского течения к спасительному берегу Царствия Небесного. ТО есть мир идет в пропасть, но отдельные люди-христиане могут избежать такой участи, как Петр, ухватившись за руку Иисуса. Но жизнь христиан и христианства тоже не статична, она имеет свою историю, свои этапы развития, свои формы, успехи и трудности. Это параллельная вселенная «не от мира сего». И ее изучение – это отдельная тема для пытливого христианского ума.