Фон для изучения наследия апостола Павла

Начиная говорить о Павле и тем боле ставя себе вопрос – почему христианство было очень проблемной религией всю его историю, а в последние времена в подавляющем своем большинстве проявило себя как слуга Сатана, нужно сделать определенное введение и пояснение.

Понять Павла, понять христианство во всей его истории можно исключительно имея ввиду решающие события, которые произошли с конца первого до начала второго века христианской эры. В этот период в христианстве произошло нечто, что определило все аж до сего дня.

С одной стороны, ориентировочно в 40-х - 80-х годах первого века, сначала Павлом, а потом и евангелистами под большим влиянием Петра и Иоанна, был провозглашен основополагающий манифест христианства, его программа, стратегия и тактика. Это все записано в Новом Завете. Но с другой стороны, в этот же период в христианстве произошел и к 100 году завершился острый внутренний конфликт. В результате этого конфликта власть в христианстве захватили какие-то силы и идеи, которые радикально противоречат манифесту Павла-Петра-Иоанна. Именно эти силы и их идеи и доминируют в христианстве до сих пор и именно поэтому христианство ведет себя так, а не иначе.

Суть этого переворота и неснимаемого конфликта с первичным христианским манифестом состоит в проникновении, а потом и доминировании в христианстве обезличивающей так называемой Вавилонской мудрости. А в его руководстве засели и до сих пор сидят слуги Сатаны. Истинные друзья Христа и носители Его мировоззрения не исчезли, но они в христианстве всегда были, есть и будут в меньшинстве:

1.В вопросах теологии и мировоззрения, библейский язык и библейские подходы были заменены вавилонским мировоззрением в форме греческой философией.

2.В вопросах ритуалов – способов внешнего выражения богопочитания, простые знаковые по своей природе действия, были заменены аналогами языческих символических по своей природе мистерий.

3.В вопросах управления, приоритет харизматов – людей которых сам Бог избрал для определения важнейших направлений церковной жизни в горизонтальной сети локальных христианских церквей, был заменен безоговорочным доминированием корпорации епископов и пресвитеров, которые организовались по примере жреческих, гностико-оккультных корпораций «посвященных», с жесткой вертикалью власти.

4.В вопросах повседневной жизни Церкви в мире, которую апостолы, в первую очередь Павел, определили, как «жить в мире не ставая его частью», жизнь параллельно мира, был произведен поворот в которой Церковь стала рассматриваться как политический и экономический участник мира сего.


Следует признать, что в христианстве всегда были силы, которые пытались жить библейским путем.

Так через вхождение в христианское богословие философии, в христианстве возникло множество ересей. Титаническими усилиями все же удалось часть из них погасить через утверждение символа веры, но многие ереси все-таки продолжают доминировать.

Через возникновения монашества, велась борьба с утоплением Церкви в роскоши мира сего.

Через возникновение Реформации, велась борьба с мистериями и жречеством в Церкви.

Через множество протестантских течений, христианство пыталось преодолеть вертикальную тоталитарную систему управления.

Наконец через возникновения свободного сообщества отдельных христиан, которые пытаются самостоятельно возвращаться к библейскому языку и теологии, особенно сейчас, благодаря плюшкам информационного общества, появляется возможность ознакомиться с альтернативными взглядами.

Мне ревностные католики, православные и прочие адепты системного христианства могут возражать – мол кто ты такой чтобы толковать, чтобы критиковать отцов, епископов и т.д. В ответ я заранее говорю – посмотрите на коронобесие, и на то, как ваши отцы, епископы и прочие на него отреагировали. Древа ваши дают не просто подгнившие, но смертельно ядовитые плоды. Я же пытаюсь взрастить если не живительный, то хотя-бы удобоваримый плод. Если мой плод вам не по вкусу – предложите свои. Критики без конкретных, обстоятельных предложений я не приемлю. Надеюсь, это понятно. Но возвращаемся к теме.

У нас есть только два прямых подтверждения о том, что такой переворот произошел:

1.Это сравнение официальной доктрины христианства, начиная со второго века до сего дня с Новым Заветом, и вывод, что эта доктрина ему радикально противоречит.

2.Это оценка плодов доминирующего христианства в современные времена, которые являются началом Последних времен. И оценка эта негативная – основное мировое христианство пошло на службу Сатане.

Касаемо конкретных обстоятельств и подробностей этого переворота конца 1 начала 2 века, то тут мы стаскаемся с большими трудностями. Разберем их:

Первая трудность – это настоящая черная дыра, слепая зона, которая начинается где-то ориентировочно в начале 60-х годов и заканчивается только во второй половине 2 века, то есть почти 100 лет. Об этом периоде истории христианства мы знаем очень мало.

Если говорить об истории Церкви после Вознесения Христа до начала 60-х годов, то у нас есть хотя-бы Деяния Луки, послания апостолов. Да и то, данные скупы и однобоки. Мы знаем что-то о начальной деятельности Павла, очень мало, отрывками о деятельности Петра. Некоторые крупицы о ранней активности нескольких других деятелей. До нас дошли послания Якова, Петра, Иоанна, Павла и Иуды.

А дальше мрак. Мы не знаем достоверных обстоятельств деятельности и смерти почти всех апостолов, включая Петра и Павла. Да что там говорить, мы не знаем почти ничего об активности 9 апостолов, и почти ничего о деятельности 70 апостолов. Все наши знания о них основываются на очень поздно (конец 2 века и позднее) записанных преданиях, и в подавляющем большинстве случаев они больше похожи на сказки чем на правдоподобные сведения.

Уже в начале 2 века появляются ряд текстов так называемых апостольских мужей – условно учеников апостолов, а именно Папий Иерапольский, Дидахе, Пастырь Ерма, Климент Александрийский, Игнатий Антиохийский, возможно послание Варнавы. Но эти тексты нам говорят уже о совсем иной церковной реальности, чем та, о которой нам рассказывают Лука и апостолы. Они уже пишут о необходимости подчинения епископской вертикали, рассматривают ритуалы как мистерии, употребляют языческую терминологию и т.д., осуждают тех, кто не хочет этому следовать (для Игнатия Антиохийского, в его последних письмах ок. 110 года, Евхаристия уже мистерия, а епископ - главный руководитель церкви и главный производитель мистерий).

А из того что было с конца Деяний до начала 2 века, то есть 40 лет христианской истории, есть лишь возможно три поздних кратеньких послания Павла, вторая глава Апокалипсиса, Первое послание Климента. Это где-то 15 страниц текста в которых собственно данные по истории раннего христианства занимают страничек 5. Из более ранних и более поздних текстов можно попытаться найти несколько малозначимых крупиц. И все.

Что же происходило в христианстве 40 лет? Ведь это же золотой век христианства. Оно активно распространяются, апостолы проповедуют его по миру, решают проблемы, ищут новые пути, спорят, переписываются. Количество церквей возрастает, наверное, уже до доброй сотни. Должно было остаться море материала. Но ничего этого нет. Кто-то все вычистил под ноль.

Вторая проблема – это обстоятельства последних лет жизни и смерти Петра и Павла.

Читая мужей апостольских, которые якобы были знакомы с апостолами, мы сталкиваемся с рядом удивительных моментов. Часть этих мужей Петра и Павла вообще не упоминают. Часть наоборот, активно цитируют послания Павла. Но знают они список посланий Павла тот самый, который знаем и мы. Они нам ничего нового сказать не могут. Мы не находим у них отрывков из утраченных апостольских посланий. Я уже не говорю о том, что мы не находим у них никаких достоверных данных о жизни и смерти апостолов, даже таких ключевых как Петр и Павел. Папий Иерапольский якобы был учеником Иоанна, но он о нем ничего не говорит. Можно спросить – а зачем нам знать их биографии и обстоятельства смерти?

То, что обстоятельства личной жизни апостолов были для последующих поколений христиан важны - это неоспоримым факт. Во-первых, мученичество было важной проблемой ранних христиан как в повседневной жизни, так и с богословской точки зрения. Были и будут актуальны вопросы о том, что считать мученичеством, стоит ли искать мученичество, смывает ли это грехи, заменяет ли это крещение и т.д. Поэтому мученические примеры апостолов были очень важны. Во-вторых, апостольство или ученичество у апостолов или ученичество у учеников апостолов - это серьезный аргумент для признания авторитетности богословских трудов того или иного древнехристианского писателя.

Люди пишут через 20-40 лет после смерти апостолов, некоторые считаются их учениками, но ничего нам о них не говорят. То ли они ничего не знают, то ли не хотят говорить, то ли кто-то позже почистил их тексты. Такое впечатление что между ними и апостольскими временами лежит не 20-40 лет, а многовековая пропасть.

Еще одной загадкой является исчезновения школ Петра и Павла. Интересно что мы не имеем данных о линии преемственности учеников апостолов кроме, возможно, апостола Иоанна. Где ученики, ученики учеников, школы Петра и Павла в древнехристианской традиции? Все выжжено под корень.

Мы уже предварительно поднимали этот вопрос касаемо последних лет жизни Павла. Самая большая лажа тут в том, что согласно поздним посланиям Павла, а также данных Климента Римского – Павла, а перед ним и Петра убила конкурирующая группировка христиан. Петра и Павла оболгали, ложно обвинили и подставили под удар римской власти, которая их и убила. И сделали это христиане.

И тот факт, что официальные церкви ни в древности ни до сих пор не назвали нам имен павловых убийц, и продолжают их скрывать за выдумками и баснями, говорит, что духовные потомки убийц Петра и Павла до сих пор доминируют в Христианстве.

Третий момент – это обстоятельства и подробности этого раннехристианского конфликта, закончившегося поражением апостолов Петра и Павла.

То, что среди первых христиан было немало конфликтов известно давно. Это касается как более поздней эпохи, с целым букетом разнообразных ересей и направлений, так и собственно с самого начала проповеди Евангелия. В связи с различными подходами к основанию зарождающегося христианства, среди первых христианских лидеров, в том числе и апостолов, были конфликты.

Сразу скажем, что в спорах между христианами нет ничего зазорного – сам Павел говорит, что пусть будут споры и победит наиболее близкий к истине. Но как мы выше написали, конфликты в христианстве зашли далеко за границы споров, и закончились убийствами и более радикального Павла, и более компромиссного Петра, а в дальнейшем к выжиганию их школ и традиций.

О своих противниках, обычно не называя имен (но довольно жестко), много раз упоминает сам Павел. В смягченной форме это упоминается у Луки. Павел постоянно говорит о двух учениях: от Бога, которое проповедует Павел и проповедь “другого Иисуса” (2 Кор 11:4) от людей, чем занимаются его противники:

"Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость. По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии. Почему же так поступаю ? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2Кор.11:4-15).

"Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то, скажу по неразумию, смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? в безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти" (2Кор.11:19-23).

В этих страшных словах Павел фактически обвиняет апостолов из иудеев, вполе возможно даже некоторых учеников Христа, как лжебратий.

У более поздних авторов прослеживаются некоторые отголоски этой борьбы – так у Климента Римского Петр и Павел называются «добрыми апостолами». А что были и плохие, злые апостолы? Дионисий Коринфский (II в.) говорил об “апостолах дьявола”, которые “постарались подделать и Писание Господне”.

Апокрифы более свободны в выражениях. Они нередко указывают на большие разногласие и даже вражду среди самих апостолов. Обвиняют Петра в глупости, апостола Филиппа Христос отстраняет от благовествования за жестокосердие и т.д.

История ветхозаветной Церкви - прообраз истории христианства. Сначала Откровение, всплеск религиозности, а потом падение и доминирование негодяев с небольшими просветлениями.

Павел и Петр проживают и повторяют путь Мессии – у них те же враги, что и у Христа. Как и у Мессии главный враг не Рим, а «свои» то, есть слуги дьявола, проникшие в церковь, так и подражателей Христа - Петра и Павла, убили те же.

Сначала у Павла враги — это иудеи, не принявшие Христа, потом язычники. Но главным и последним врагом, которых Петр и Павел не смогли победить - это внутренние враги, сыны Сатана которые проникли в христианство.

Если под этим углом посмотреть на биографию Павла и его послания, то многое становится видимым иначе.

Уже в 19 веке появилась наиболее популярная версия конфликта, в виде противостояния иудействующей группировки иудеохристианской общины Якова в Иерусалиме и группы «апостола язычников» Павла. Петр и его группа в этом конфликте занимает промежуточную позицию.

Собственно, некторые комментаторы прямо говорят, что в результате конфликта Павла и иудействующих, победила партия иудействующих, и она повела христианство в будущее. А сами эти иудействующие суть агенты дьявола в христианстве. Подобных версий много, и если идти за ними, то следует признать, что в круги иерусалимской группы проникли враги Христа типа фарисеев или саддукеев, соблазнили многих и разожгли внутрицерковную войну.

Все логично и красиво, и можно с этим соглашаться если не одно «но». Если посмотреть на теологию, экклесиологию, отношение к ритуалам, отношение к политике и деньгам, то видно, что иудейский фактор в христианстве незначителен и носит поверхностный характер.

Как мы уже определили, в христианство глубоко зашла Вавилонская мудрость, суть которой - обезличивание человека и Бога, и замена библейского подхода на материалистическое, оптическое моделирование. Теологию и антропологию там заменили греческой философией Пифагора, Платона, Аристотеля, Плотина. Простую знаковую ритуалику заменили кальками с символических элевсинских и дионисийских мистерий. Устроение церкви с горизонтальной сети общин, ведомых харизматами, заменили на вертикальную иерархию, подобную языческим оккультно-жреческим корпорациям. Индифферентную к миру – политике и деньгам церковь Павла, заменили полит-экономическом игроком. Все это начинает наблюдаться уже во втором веке.

Об этом говорит и характер проблем, описанных в Первом послании к Коринфянам. Там Павел противостоит не иудейству, но языческим, философским, "вавилонским", можно даже сказать гностическим проникновениям в Церковь.

То есть выходит, что:

1.Или в результате внутрицерковной войны победили отнюдь не иудействующие, а какие-то третьи силы.

2.Или в результате войны обе партии были ослаблены, а верх взял кто-то третий.

Судя по всему, верх взяла одна из «гностических-лайт» группировок, которая и объявила свое учение истинным христианством, а более радикальных гностиков, иудействующих и последователей истинных апостолов отодвинула на маргинес. При чем переворот произошел быстро – уже в начале 2 века христианство оперирует языческой терминологией и копирует языческую религиозную структуру.

В христианстве всегда были здоровые верные Христу силы. Холодная война в христианстве шла и идет до сих пор и будет идти до конца мира. Просто эта группировка стала самым сильным полюсом, который оказывал решающее значение и сформировал облик привычного нам христианства.

Держа в уме все вышесказанное, мы будем постепенно пытаться изучать и понять то послание от Христа, которое оставил для нас Павел.

Категории

Статьи