Конечно же мы не имеем какого-то особого текста «Евангелия от Павла». Но Павел уверенно говорит, что он получил не от людей, а от самого Христа Откровение Благой вести, которую он и проповедует в разных городах Римской империи. Суть этой Павловой Благой вести мы можем узнать из его писем-посланий. И напомним, что именно Павел, раньше других христианских писателей и апостолов, впервые письменно сформулировал основы новой религии.
Павел за минимум сорок лет своей деятельности, оставил 14 писем различной степени достоверности и 20 страничный противоречивый рассказ по его биографии, написанный предположительно Лукой, но потом вероятно не раз сильно правленый. Это много или мало? С одной стороны мало, а с другой – от других и того нет. История раннего христианства это одна сплошная загадка – кто-то очень сильно старался, чтобы мы ничего об этом не узнали. Но кое-что мы все-таки знаем, и почти все что мы знаем, это история и деятельность апостола язычников Павла.
При чтении писем Павла у читателя возникает ряд сложностей.
1.Нужно понять контекст. Его письма — это реакция на конкретные проблемы, которые не всегда просто понять из текста, и нам нужно разбираться в этом.
2.Следы правок. Дошедшие до нас тексты писем Павла (как и Деяния) носят следы позднейших коррекций и дополнений. Кроме того, есть сомнения в авторстве некоторых приписываемых Павлу писем.
3.Неудачные, неясные переводы. Написанные для чтения вслух, эти письма почему-то переводятся каким-то тяжелым, сложным для понимания слогом.
4.Непонимание некоторой терминологии Павла, что он понимает под словами.
Преимущества посланий:
1.Один специфический терминологический набор. Разобравшись в терминах Павла и их понимании, мы получаем отличные ключи и зацепки для понимания многих сложных или искаженных позднейшими редакторами мест.
2.Одна смысловая ось. По сути вся суть Павловой Благой вести состоит в довольно простой и однозначной идеи. Поняв ее, мы сможем разбираться с подавляющим большинством сложностей Павлового наследия.
3.У Павла есть особая «козырная карта», особая точка опоры, которая решает множество проблем и блестяще помогает нам в изучении его идей. Имя этой точки – Послание к Галатам. С него многие исследователи начинают изучение Павла, и мы поступим также.
Послание к Галатам безусловно считается самым Павловым, самым павлианским посланием. Сомнений по его авторству нет. Павлу это послание особо важно, оно особо его лично трогает, он даже пишет его сам, своей рукой, а не под диктовку специальному писцу, как это обычно в то время практиковалось. Текст написан очень эмоционально, и явно предназначен для чтения перед группой людей в стиле публичной речи на митинге.
Критические теологи нашли в тексте этого послания вероятные более поздние приписки, призванные несколько смягчить его напряжение, но, по моему мнению, даже если критики правы и их версии реконструкции подлинного текста верны, то главный смысл послания от этого не пострадал.
Тут я читателя хотел бы попросить сделать паузу, и прочесть это краткое послание, чтобы дальше было понятнее. Только желательно не в тяжелом консервативном, близком к дословному, синодальном переводе, а в более легких, может не таких точных, но наверняка более понятных современных переводах: например, в переводе РБО.
Послание это, довольно короткое, написано неким Галатам как реакция на церковный конфликт по поводу разных трактовок и моделей новой религии Христа, который у них разгорелся. Узнав о том, что многие соблазнились, Павел, не имея возможности лично явиться и разрулить ситуацию, пишет письмо, которое надлежало прочесть перед членами церкви. Письмо это в себе содержит целый комплекс различной информации, а именно:
1.Легитимация. Павел приводит аргументы, согласно которым он имеет право им в таком тоне писать, учить и решать проблемы. Павел объявляет, что сам Христос, а не люди, дал ему право и обязанность проповедовать.
2.Дает свою краткую религиозную биографию – историю своей проповеди. Сразу заметим, что история Павла, писанная самим Павлом в послании к Галатам, плохо вяжется с историей Павла написанной в Деяниях.
3.Дает собственно историю развития конфликта.
4.Объясняет почему трактовка его оппонентов ошибочна, а его – верна.
Этой, трактовочной части послания мы и уделим максимальное внимание, потому что в нем фактически в нескольких абзацах содержится вся суть Павловой версии Благой вести о новой религии. Многие увлечены самим конфликтом или нюансами искажений посланий Павла. Однако меньше интересуются почему это Павел так ополчился на иудеохристиан, почему их Закон ему так немил, и самое важное - в чем суть собственно учения самого Павла.
Основную часть конкурентной к Павловой теории христианства составляют так называемые иудеохристиане, которые в качестве необходимого условия спасения предлагают выполнения христианами Закона – правил и предписаний иудейской Торы. Но также в послании есть намеки на то, что новую религию пытаются внести что-то и из языческого мировоззрения. Павел жестко их критикует, и настаивает на своей версии Христианства.
План спасения по Павлу:
1.Услышать проповедь Евангелия: «Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим 10:17).
2.Уверовать. Вера по Павлу (или вероятно другому автору из Павловой школы), это «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1).
3.Уверовать у Павла, также значит соединиться со Христом. «Но мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами Закона, а только верой в Иисуса Христа... Но если мы, стремясь к оправданию через единение с Христом...» перевод РБО (Гал. 2:16-17) Или «оправдания во Христе…» синодальный перевод (Гал 2:17).
4.Получить Св. Духа. Результат такого единения и веры - это Дух Божий в сердце человека. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор 6:19:)
5.Жить как велит Дух. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9).
6.Жизнь в Духе – это истинная свобода: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор 3:17)
7.Это оправдание от проклятия и эта свобода и приводят к спасению.
Тут следует отвлечься и рассмотреть важнейший термин из словаря Павловой мысли, по которому ее можно всегда узнать в других текстах и идеях.
Павел, говоря об отношениях человека и Христа чаще всего использует предлог «в» (стандартная формула у Павла ἐν Χριστῷ). Не «у», не «возле», не «с», а именно «в». Человек живёт в Христе, одевается в Христа, окунается в Христа: «все вы, во Христа крестившиеся (окунувшиеся), во Христа облеклись» (Гал 3:27). Уверовав, человек оказывается в или во Христе: «εἰ δὲ ζητοῦντες δικαιωθῆναι ἐν Χριστῷ…» «Если же, ища оправдания во Христе…» (Гал 2:17). Во Христе человек становится свят.
Выше упомянут и другой подобный концепт — это Христос, святой Дух в сердце человека, в самой его средине: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1Кор 2:12-13). Но это уже не чисто Павловое нововведение, ибо это есть и в Евангелиях и Деяниях. А вот погружение во Христа, жизнь и спасение во Христе – это мы находим только у Павла и в Первом послании Петра, которое теологически находится под сильным влиянием Павла.
Этим «во Христе» Павел подчеркивает всю ту близость и единение человека, Церкви и Христа-Бога: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20).
Этими двумя концептами: Бог Внутри человека и человек в Боге, подчеркивается вся глубина и сила единения. Но ни в коем случае речь не идет о слиянии и тем более растворении. Личность неуничтожима, самобытна. Речь идет о синергии, со-действии, со-творчестве личности человека и личности Бога. С одной стороны, вера — это дар Духа. А с другой стороны, человек также должен тянуться к вере, как минимум имея интерес услышать о Благой вести. Такой себе двусторонний процесс: «познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога» (Гал.4:9). Познать это на библейском языке соединиться. То есть «присоединившись к Богу или, лучше, будучи присоединенным к Богу».
Но почему Павел так критикует идущих за Законом?
Эти с одной стороны удивительные, а с другой – простые вещи были непонятны для тогдашнего, а нередко и сегодняшнего религиозного сознания. Оппоненты Павла предлагают идти путем обычных религий того времени, через выстраивание громоздкой, нередко тоталитарной религиозной системы, основанной на религиозных технологиях. Павел говорит, что такие системы суть от мира сего, от материи, плоти, и сильно завязаны не на Боге, а на князе («боге» или «богах») мира сего.
Павел очень жёстко против принятия обрезания и Закона/Торы уверовавшим язычниками, ведь это отмена всего что он учил, это возвращение на ступень ниже, которую дает человеку Вера и Дух: «Для свободы освободил нас Христос. Итак, стойте твердо и не впрягайтесь снова в ярмо рабства! Я, Павел, объявляю вам: если дадите себя обрезать, не будет вам никакой пользы от Христа. Я еще раз вас предупреждаю: тот, кто сделает обрезание, обязан исполнять весь Закон. Если вы рассчитываете на оправдание Законом, значит, отныне у вас нет ничего общего с Христом и вы лишились Божьего дара, данного Им по Своей доброте. Ведь надежду на то, что мы будем оправданы Богом, внушил нам Дух через веру. Потому что, если мы едины с Христом Иисусом, неважно, обрезан человек или нет» перевод РБО (Гал.5:1-6).
Надежду на спасение дал Дух через веру. А принятие Закона — это отказ от Духа. Ведь исполнением Закона спастись нельзя. Закон был дан Богом лишь временно, «по жестокосердию» людей, для воспитания и подготовки принятия Христа. Ведь по Закону человек раб. А по Христу человек сын Бога и, как писал Иоанн, Его друг.
Павел объясняет сущностную разницу между Законом и Духом с его дарами (в других письмах такое действование Духа Павел назовет Благодатью). «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни месяцы времена и годы» (Гал.4:9,10). «дни месяцы времена и годы» - тут иудейские субботы и прочие праздники.
Закон привязан к миру, и хотя и воспитывает в верном направлении, но в сущности своей радикально не отличается от язычества. Павел прямо вводит оскорбительные для всякого иудея параллели к Закону: «Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» (Гал.4:8), ибо и то и то это привязано к миру и его стихиями. С перспективы Павловой версии Благой вести Закон стоит в одном ряду с язычеством. Ведь суть у них одна, материальна, плотская, - либо через отрицание стихий либо через дружбу с ними, но все рано на привязи у них.
Выражаясь современными терминами Павел просто кричит нам, что истинное христианство не приемлет никаких религиозных техник и технологий. Никаких храмов, никаких попов, никаких мистерий, никаких сложных ритуалов, и тем более никаких кодов и клейм.
Технология - это изобретение сатанистов чтобы выжить на земле, от которой они дважды прокляты. Напомню, что гиперрелигиозный Каин первое что сделал после убийства Авеля, это изобрел городскую технологию. Город у Каина - это в первую очередь религиозный центр, а уже потом экономика и политика. Собственно, все религии очень технологичны и даже механистичны.
Своды канонов, правил поведения и этических норм - это юридическая технология. Аскеза, медитация - это психотехника. Религиозная иерархия жрецов - это технология управления. Порядок проведения ритуалов и мистерий - это магическая техника.
Да что там говорить, даже закон Моисеев, Тора это в том числе и свод религиозных техник. И это признается как вынужденный компромисс, данный грешным людям по их жестокосердии.
Но Павел четко стоит на том, что приход Христа все это отменяет. Христианство должно быть максимально нетехнологичным, по крайней мере стремится к этому.
Бог через Христа даёт людям особый дар – благодать, который позволяет обойтись без ограничивающих и порабощающих технологий, без этого признака царства дьявола.
И если кто-то пытается превратить христианство в очередную технологическую религию, то это ничто иное как попытка связать христианство плотью, материей, а значит и их князем – Сатаном.
Павел очень жёстко против этого выступает, будь то иудейский закон или греческая философия.
Можно подумать, что это сложно, что веровать как Павел тяжело. Но тут за него вступается Христос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мат 11:28-30).
Игом в те времена евреи называли иго Закона, которое очень тяжело исполнять и невозможно полностью исполнить. 613 только прямых заповедей Торы, а ещё сотни дополнительных правил из Талмуда, придуманных раввинами. Это огромная тяжесть для искренне желающих выполнить Закон, это религиозный тоталитаризм где все регламентируется. Христос с этим соглашается и ободряет людей, что с Его приходом все меняется – Его иго становится легким.
Хорошо, отказываемся от избыточных религиозных правил и технологий. Но что значит жить по Духу? Жить по Духу это жить свободно без ограничений, но это и не произвол.
Живи свободно, творчески, не соизмеряй свои повседневные действия с сотнями правил, не трахай себе мозги что кошерно, а что нет. Не ограничивай свое свободное общение с Богом какими-то инициациями, мистериями, ритуалами. Бог в тебе, зачем идти 1000 км в Храм?
Обычная религия - это форма, это откуп, чтобы задобрить божество. Сделать то и то по рецепту и все Ок. Для более взыскательной публики - это мистерия путем введения себя определенными техниками в особое состояние. Божество далеко, к нему нужно долго и трудно подходить. Личность осознавалась слабо, божество рассматривалось упрощённо, отношение с ним юридическое.
Конечно и до Христа были голоса, что нужно искренность, «милость, а не жертва». Но Павел предлагает революцию. Он фактически заявляет, что искренне уверовав, человек как бы входит в мистерию и находится в ней всю жизнь. Это такой высокий уровень, что все те прошлые формальности ничто. Не раз в год или раз в жизни, а для большинства вообще никогда. А всегда. Этого религия ещё не знала. Вся жизнь как мистерия, как особое состояние.
Религия Павла — это совсем другая планета, совсем другое измерение, которые ни до ни после не были доступны и известны никому, или разве что единицам в исключительных случаях, ценой неимоверных усилий. А теперь это просто и доступно всем.
С точки зрения других религий это невозможно и даже кощунственно. Но в христианстве Бог вообще был распят («мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23)). И это позволило нам так близко с Ним стать. Многие это тогда понять или принять не могли. Многие не могут до сих пор.
Христос не зря говорит, что Царствие небесное «среди вас». Религия Павла, истинно Христовая религия, это отблеск на грешную землю будущего Христового царства, при чем максимально близко к тому что будет, насколько это возможно в нашем грешном мире и грешном человечестве. Да, пока что сейчас через тусклое стекло, но это уже тот свет из Нового мира: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:12,13).
Понятно, что человек всё ещё в грешном мире и склонной ко греху плоти. Поэтому человек даже с Духом в сердце пока не может проявлять свою свободу в общении без каких-то форм. Эти формы общеизвестны и Павел их повторяет: молитва личная, молитва групповая, какие-то простые ритуалы - Преломление, крещение. Но все это предельно просто и не регламентировано. Главное, чтобы это делалось осознанно, искренне, без самообмана. Чтобы эти очень простые формы не превращались в пустую активность или самоцель.
Аналогично, раз христиане собираются в собрание-церковь то там должны быть какие-то разделения труда. Кто-то учит кто-то пророчествует, а кто-то моет полы. Вообще люди разные. Это разделение труда определяется не хотелками отдельных групп, а по тому кто какие дары получил от Духа. Богословствовать или пророчить может лишь тот, кто являет соответствующий дар Бога. То есть Бог выбирает людей на то или иное дело в церкви, а не люди.
Мы об этом поговорим в других текстах, для нас сейчас важно подчеркнуть базисный разрыв, разительное упрощение по сравнению с обычными формами религии.
Итак, важнейшая отличительная черта религии Павла – свобода. Делай что хочешь, что тебе будет приходить на сердце, ведь в сердце твоем живет Дух Бога. Однако и наша грешная материальная природа тоже есть и она, точнее ее князь, тоже может подстрекать к определенным действиям, и эти действия уже не от Духа. Как узнать, что от Духа, а что от плоти и ее князя? То, что от Духа это любовь, а от материи нет. То есть Павел говорит, что критерием того, что от Духа это любовь, а от плоти это нелюбовь.
А что такое любовь? И Павел в трёх абзацах в послании к Галатам (но также много и в других посланиях) описывает. Это по Павлу характеристика межличностных отношений. Отношения между людьми и отношение с Богом. То есть отношения не к религиозным законам, системам и практикам, отношение не к религиозным должностям, а лично к Богу и лично к конкретным людям. То есть это те же заповеди любви у Христа: люби Бога, люби ближнего как самого себя: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал.5:13-18)
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:19-25).
Веруй во Христа-Спасителя. Эта вера даст Духа в сердце человека, который будет вести его по жизни подавая верные мысли. И человек свободно будет жить творчески, сообразуя свои действия с подсказками от Бога. Помыслы плоти, от дьявола, нужно отбрасывать. Это сложно описать словами, потому что слова, будучи повреждёнными грехом губят много смысла. Ты веруешь, любишь Бога и так Бог к тебе приближается. Ты живёшь так, чтобы не сделать больно Богу, твоему другу которого ты любишь. Как дать определение любви – определения то конечно есть, но пока сам не полюбишь ничего не поймёшь. Аналогично и вера. Пока не уверуешь, все слова о вере будет пустыми. Павел в другом послании говорит, что эти дары, вера, надежда любовь суть от Бога, и их нужно лелеять не давая миру заглушить.
Критерий - что от Бога, а что от Сатана приходит в сердце, - заложен в этическом учении о любви ТАНАХа и Евангелий, которые Павел кратко тут излагает. Но откуда Павел это все знает? Вообще Павел вполне мог бы сказать, что это ему открыто напрямую Богом. И был бы прав. Но тут Павел вдруг обращается к Закону. Конкретно суть всего Закона, как и Христос говорил, – это любовь.
Стоп. Павел же против Закона? Разберемся что такое Закон. Закон — это Тора. Пятикнижие. Этот текст вмещает в себя три группы информации:
1.История отношений Бога и человека. Собственно, из Торы мы и узнаем что придет Христос. И Павел на это в Законе постоянно ссылается.
2.Этические правила межличностных отношений. Небольшая часть закона, пара страниц. Павел, как и пред ним Христос, их использует объясняя, что такое любовь.
3.Ритуальные правила. См. об их смысле тут. Это огромное количество правил.
Кроме того, к Закону идёт огромная традиция с дополнительными правилами.
Павел отбрасывает ритуальные правила как утратившие значение в связи с приходом Христа. Ритуалы это символы, это посредники. Это жертвоприношения, это Храм, это жрецы, это мистерии. Это материальные плотские средства для приближения к Богу. Но с Христом они не нужны.
Зачем посредники к Богу когда сам Бог пришел к нам? И не важно речь ли идёт о еврейском Законе или о языческих философиях и мистериях. Суть этих правил лежит в привязке к миру и его стихиями. По-другому, во времена, когда Закон-Тора был дан Богом через Моисея и не вышло бы, так устроен падший человек. Рабство греху подразумевает и рабство Закону. Но Христос снял эти ограничения.
Никаких там философий, никаких мистерий, никакого календаря, никакой кошерной пищи, никаких жрецов, никаких попов с ведрами на голове. Никакой политики или экономики в религии. Это вам не даст спасения. Павел из огромного свода правил Торы выбирает только касаемые личности и любви. И даёт их нам. Остальное уже не нужно и отбрасывает.
Собственно, из Закона и выплывает, что когда-то придет Спаситель, и закон будет заменен Новым Заветом и новым, безконечно лучшим, способом спасения: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия Семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал 3:19). Поэтому возвращаться к Закону после Воскресения Христа – это нарушение этого же Закона: «Если я стану восстанавливать то, что раньше разрушил, этим я покажу, что преступил Закон» РБО (Гал 2:18).
Наконец Павел предлагает концентрироваться не на заповедях, правилах, канонах, а на Христе. Павел тем пытается вернуть личностное, а не юридическое мировоззрение в новую религию. Христианство в отличии от юридическо-механистических философии, эзотерики, да и иудаизма предельно немеханистическое, и предельно личностное. Важно чтобы с тобой был всегда Христос, и жить ты будешь не по правилам, но свободно как личность и эта свобода личности со Христом – будет давать только хорошие плоды.
Религия — это связь с Богом. В ее Павловом варианте эта связь максимально близкая и непосредственная насколько она возможна в этом мире. И эту связь удлинять или ставить на ней посредников это преступление и кощунство по отношению к страшной жертве Христа, благодаря которой эта новая религия и стала возможной. Вот в чем миссия Павла. В создании принципиально новой форме религии.
Если смотреть на современное христианство, то там как раз доминирует механицизм, ритуалика, законы, а Бог там сверхкомпьютер, а не живая личность. Люди там винтики, а не свободные личности, дети и друзья Бога.
Напомню, что я не согласен с тем, что власть в христианстве захватили именно иудействующие. Нет конечно, они и писания подправили, и Павла травили. Но характер христианства, начиная со второго века, говорит об именно языческом влиянии. Может на короткое время иудеохристианство и победило, но его очень быстро и сильно разбавили языческая философия платонизма, мистерии, оккультные жреческие корпорации. Это не столько иудаизм конца Второго Храма, - это античное язычество и вавилонская эзотерика.
Победило то против чего Павел боролся и в забвении то, что он предлагал. Но есть мы, те кто с этим не мирится, те кто пытается жить как передал нам от Христа Павел.
В дальнейших работах мы будем уже более конкретно и узко рассматривать те или иные грани этого «Евангелия от Павла».