Итак, мы после длинной паузы подошли одному из важнейших вопросов библейской астрономии. Это небо четвертого дня в его целостности как эстетического единого.
Если взять аргументацию в спорах шароверов и плоскоземцев то видно, что наиболее сильны плоскоземцы в гео-графических аргументах. Теми или иными методами плоскоземцы определяют форму поверхности земли и выходит, что земля не является шаром. В сети есть десятки опытов как плоскоземцы демонстрируют если не плоскую форму земли, то как минимум разоблачают гипотезу о ее шарообразности.
Но шароверы в свою очередь кладут на лопатки плоскоземцев в астрономических аргументах о форме земли. Мол небо в южных широтах крутится так, что земля – шар. Действительно с объяснением движения светил у плоскоземов не так хорошо, как с землемерянием. Даже у меня в блоге один комментатор написал, что мол раз звездное небо себя так ведет, то это железный аргумент в пользу шаровости.
Но астрономические аргументы конечно же не могут быть убедительными доказательствами той или иной формы земли. Тут перед нами простая задачка из начертательной геометрии. Имеем две геометрические реальности – небо и земная поверхность. Если мы знаем геометрическую модель неба, то наблюдая его с земной поверхности и видя как в разных местах земли меняется вид неба, можно судить о форме земли. И наоборот – зная точно форму земли, можно наблюдая небо в разных частях земли рассуждать о геометрии небесных явлений. В этом уравнении может быть только одно неизвестное.
А теперь вопрос – а вы знаете истинную геометрию и законы движения небесных тел? Нет конечно. Мы знаем лишь то, что можно наблюдать с земли. Никто из нас в космосе не был. Да и официальная космонавтика до звезд пока еще не долетела. Поэтому какая там у них небесная механика и геометрия одному Богу известно. Мы-то видим лишь проекцию неба на землю, а значит судить о законах неба можно лишь пытаясь анализировать эту проекцию неба на землю. А для этого нужно знать какая у земли форма и размеры. И, логично, в зависимости от формы и размеров Земли наши попытки изучить небесную геометрию принесут разные результаты.
Выходит, уравнение с двумя неизвестными – мы не знаем ни формы земли, ни формы неба. А такое уравнение решить нельзя. Что же делать? Поскольку добраться до звезд мы не можем, а можем наблюдать небо лишь в виде проекции, тогда единственный путь — это сначала разобраться с формой и размерами Земли. Благо мы по земле может путешествовать и есть для этого соответствующие геодезические технологии. А потом измерив землю, мы уже сможем пытаться восстанавливать геометрию неба по его проекции на землю. Сначала изучаем то, что более доступно изучению, потом на основе изученного переходим к размышлению о менее доступном. Это и есть единственно научный подход. Но нам в книжках впаривают не науку, а каббалу. Шароверы в своей массе даже не догадываются об этом, а те кто понимает, бессовестно замалчивает. И не удивительно. - В вопросе геодезии плоскоземцы имеют преимущество перед шароверами: вот и приходится последним выкручиваться с помощью лженауки и псевдоастрономии.
***
С библейской же точки зрения судить о форме земли по звездному небу вообще безсмысленно. Согласно Библии, знаком мира этого, знаком Земли на небе является Луна. Невооружённым глазом Луна – это плоский диск видимый только с одной стороны. В телескоп на Луне можно наблюдать по краям искривления, но что это – реальные искривления поверхности или оптическая аберрация? Но даже если искривления реальны, то в самом крайнем случае Луну можно рассматривать как полусферу, но никак не шар – ее обратной стороны не видно никогда. Значит и Земля, библейским небесным знаком которой есть Луна, тоже очень маловероятно, что шарообразна.
Небо со светилами по Библии это зашифрованное в особых знаках отражение всего сущего. А что такое все сущее – это Бог и Его творения. Что же 1) Бог сотворил? Он сотворил: 2) Небеса первого дня творения, где Сам с ангелами пребывает; 3) Землю; 4) богоподобные личности - ангелы и люди. То есть сущее – это Бог и три аспекта творения, всего 4 основных элементов. Не больше и не меньше.
Как же все это сущее отражается в виде небесных знаков? Все эти 4 элемента сущего отражены в четырёх знаках астрономического неба четвертого дня творения, не больше и не меньше: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (2) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее (1), для управления днем, и светило меньшее (3), для управления ночью, и звезды (4)» (Быт.1:14-16).
1) Знак Бога - это Солнце. 2) Знак Небес – собственно небесная твердь, голубое небо над головой. 3) Знак мира – Луна. 4) Знаки людей и ангелов - звезды.
А теперь посмотрим на астрономическое небо в целостности и какие его элементы какое место занимают.
Угловая площадь Луны составляет 0,0005% неба. Да, Луна яркая, ее всем видно, она большая относительно других светил, но все равно в масштабах неба она ничтожна по размерам. Теперь нам понятно какое значение в сущем и творении занимает мир – очень заметное, но очень маленькое, и главное, ограниченное. Космос не безконечный.
Небеса как место пребывания Бога значат намного больше чем мир. Они огромны по размерам, днем в свете Солнца они скрывают почти все кроме Луны и некоторых звезд. Да, они огромны, красивы, но они невыразительны, там нечему зацепиться глазу. Это просто пелена, стекло, холодный кристалл. Их красота статична, и как-бы формальна. Собственно, Небеса первого дня - это лишь форма выражения реальности местопребывания Бога и ангелов.
И самое главное: небесная твердь, и Луна не имеют собственного света. Они отражают лишь свет Солнца. Светит Солнце днем и видим небесную лазурь, не светит ночью и – полная темень. Луна также светит ровно столько и настолько ее освещает Солнце. Тогда как Солнце и звезды имеют собственный свет, источают свет из себя. Такая разница между этими двумя группами знаков, отражает разнице между двумя элементами сущего. Солнце и звезды – это знаки личностей, а твердь и Луна - знаки неличностного.
***
Напомним, что согласно библейскому мировоззрению самое важное, первичное бытие сущего – это личность. Личность — это то общее что есть у Бога и людей с ангелами. Все существующее есть результат действий и взаимодействий личностей.
А что Бог сотворил самое первое материальное и как-то оформленное, а значить видное человеческому глазу? – «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:1-3). Первое доступное человеческому восприятию творение – это свет. Не удивительно что наиглавнейшее в сущем получает своим материальным знаком первейшее материальное творение – свет: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:4,5). Свет абсолютен и универсален. Ничто не может уничтожить свет. Но одновременно свет — это то, что объединяет Бога и его творения – людей и ангелов. Светом Библия обозначивает жизнь, душу, или более современными словами суть, экзистенцию как Бога, так и человека. Повторюсь, что общая суть у Бога и людей с ангелами - это личностность. Библия преизобилует означиванием Бога как свет: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” (1Ин 1:5). Однако Библия также нередко означивает светом и людей, и ангелов: “Вы — свет мира” (Мат 5:14). Заметим, что жизнь — это довольно широкое понятие в Библии, и она касается, например, животных. Однако светом обозначивается исключительно жизнь личностная – божественная, ангельская, человеческая. В свою очередь гибель личности (через грех) – это угасание света: “Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его” (Иов 18:5).
Однако понятие свет все же довольно расплывчатое. А личность – это дискретное, предельно конкретное сущее. И Библия это прекрасно понимает, дополняя означивание личностей не просто как свет, а как светильник, то есть определенные светящийся центр, определенный источник света: “Он был светильник, горящий и светящий” (Ин 5:35), ”Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает” (Прит 13:9).
Поэтому закономерно, что на небе четвертого дня творения знаки личностей суть самосветящиеся светильники – Солнце и звезды.
***
Но самое интересное вернуться к рассмотрению неба в целостности. Итак, Луна – знак мира, светит ярко, она заметна, но ее площадь на небе ничтожна. Голубая лазурь, небесная твердь (знак ангельских небес) огромна, но невыразительна и с заходом Солнца она становится невидимой. И Луна, и твердь своего света не имеют и обозначивают неличностную часть сущего.
Самое выразительное на небе – это светила. В первую очередь это Солнце, знак Бога. Солнце самое яркое и большое по размерам светило. И не удивительно, ибо Бог – самая большая личность. От яркости его слезятся глаза. Но удивительно – по размерам своим Солнце также ничтожно мало. Это те же 0,0005% неба. Бог самый, самый, самый, - но не всепоглощающий. Это не вавилонский пантеизм, в котором Абсолют вмещает в себя все. Бог уважает сотворенные Им же другие личности и оставляет для них огромные просторы бытия. И когда наступает ночь, когда Солнце заходит, а тверди уже не видно: пред глазами предстают мириады звезд – маленьких светильников, знаков личностей – людей и ангелов.
Звезды в чем-то похожи. Это светящиеся точки, которые обращаются со всем небосводом. Ведь похожи между собой люди и ангелы – они личности. Но каждая из них сугубо уникальна. Каждая имеет свою цвет и свою яркость (личности же бывают и яркие и не очень). И каждая занимает на небосводе свое уникальное место, как и всякая личность проживает свою уникальную творческую жизнь.
В этом кроется особая эстетика звездного неба. Советую каждому хоть раз в жизни выбраться в глушь с темным безлунным небом, взять хорошие очки, если зрение плохое и полюбоваться небесной красотой. Также и на Луну посмотреть в телескоп глазами. Фотография, даже мастерски сделанная, не может многого передать.
Эстетика эта для человека удивительная. Человек склонен воспринимать красивое как тем или иным способом упорядоченное. Не зря космос это от греческого «космо» красота, но не просто красота, а упорядоченная красота, гармония. Та же женская красота просто подразумевает симметрию и гармонию. В творении земном, начиная от цветков на лугу – много геометрической упорядоченности. Собственно материя уже в себе самой, на уровне атомов имеет вложенный туда Богом определенный порядок.
Но взглянем на небо. Звезды рассыпаны хаотично, там невероятно сложно найти какие-то геометричные закономерности. Есть звезды стоящие в сторонке, самостоятельно. Есть кучкующиеся в скопления. Есть особо выразительные, а есть общая масса миллиардов, двигающаяся по Млечному Пути. Но что бы там ни было, никто не ходит строем квадратно-гнездовым методом.
И это напрямую исходит из того, что личность сверхматериальна. Она не ограничена законами материи. Она свободна в творчестве, в том числе над своей собственной природой. И эта свобода не может быть более наглядно визуализирована чем хаотичная и одновременно прекрасная россыпь звезд на небе.
***
Однако есть звезды особые. Среди них есть и яркие, и тусклые, однако они не обращаются со всеми на одном небосводе. Они предпочли Божью заповедь своей воле. И блуждают по небу каким-то своим путем. Их так и называют – блуждающие звезды, с греческого – планетес. Как мы уже писали, все крупные планеты суть знаки Сатана. А мелкие – всякие там карлики и астероиды? Библия об этом не говорит, но можно по аналогии предположить, что это бесы поменьше, а может и особо грешные люди?
Так или иначе, но планеты не имеют собственного света. Они могут лишь отражать свет Солнца, имитируя настоящую звезду: “И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света” (2Кор 11:14). Они лишь выглядят как звезды, а на самом деле блуждающие паразиты. Давно замечено, что в отличии от звезд, которые как живые огоньки мерцают, планеты светят хоть и ярко, но мертво, без мерцания. Люди с хорошим зрением иногда замечают даже фазы Венеры – свидетельство того, что Люцифер лишь отражает и имитирует истинный свет.
Интересно наблюдать Венеру в телескоп. Так она яркая и красивая звезда, а при увеличении видно ее холодный и зловещий свет.
Звезды иногда падают. Как согрешают люди или ангелы. Этих грешных личностей Бог представил нам в виде знаков планет. И кстати касаемо особого пути. Планеты-бесы не хотели как все на небосводе по воле Бога двигаться. Пошли своем путем. Но этот путь оказался бессмысленным зацикливанием. Планеты постоянно повторяют свои петли – эпициклы в движении небом.
Особенно ярко это заметно у Венеры – самого популярного библейского знака Сатана. Никакой свободы и божественного хаоса звезд у него нет. Люцифер бесконечно крутится в эпициклах рисуя пентаграммы, то догоняя Солнце на закате, то опережая на рассвете. Потерял собственный свет взамен на блуждание, зато по четким геометрическим законам.