Должен ли христианин служить в армии? На примере 40 Севастийских мучеников

В Евангелии есть такой сюжет, когда к Иоанну Предтече приходил народ и спрашивал у него, что им делать. Среди прочих были воины, на что Иоанн им ответил: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

Иоанн никак не оправдывает и не благословляет народ идти в солдаты, но и не призывает их все бросить и стать дезертиром. Он говорит тем, кто уже таковые, но решили искать праведности. А чтобы искать праведности, как минимум нужно никого не обижать, не лгать и довольствоваться тем, что имеешь, то есть Иоанн призывал солдат к смирению. И путь праведности рано или поздно войдет в противоречие с воинским долгом. И тогда воину придется делать выбор.

Жития 40 Севастийских мучеников.

Историческая обстановка. Согласно преданиям события происходят в 320 году. Это через 7 лет после легализации христианства Константином. Севастия - город, преимущественно населенный армянским населением. За 19 лет до этих событий царь армян принимает христианство. Также предания говорят, что в этой части Римской империи христианство уже достаточно сильно распространилось. В каком именно соотношение конечно неизвестно, но с учетом вышесказанной исторической обстановки, можно предположить, что как минимум половина населения Каппадокии была хотя бы формально христианами. Почему формально? Наверно потому что был патриархальный уклад в семьях. И происходило обращение в христианство примерно так: глава семьи пошел на городскую площадь или в храм, послушал какого нибудь апостола, возвращался домой и говорил своим домашним, что теперь они все христиане.

Реконструкция событий. Далее предания говорят, что севастийские мученики были уроженцами Каппадокии и как воины входили в состав XII Молниеносного легиона Римской империи. Средний состав легиона это около 5000 воинов. То есть можно предположить, что как минимум половина воинов легиона была формально христианами. То есть 40 мучеников это примерно 2% от половины легиона формально которые являлись христианами. Также предания говорят, что мученики уже успели поучаствовать в сражениях, значит махали мечом, возможно даже кого-то порубили на куски. Это чтобы вы понимали, что это были скорее всего не правоверные христиане, и не новобранцы, а закаленные в боях воины, возможно формально исповедовавшие христианство. Чтоб не питать иллюзий, надо понимать что римский легион это не институт благородных девиц, это место где концентрировалось зло, которое после побед над противником выплескивалось в виде грабежей, убийств и изнасилований, и все это заливалось изрядной долей алкоголя. А заканчивалось это празднование дня победы языческими жертвоприношениями.

Далее предания говорят, что на 40 воинов из легиона снизошла Благодать Божья и они отказались участвовать в языческих жертвоприношениях. В последствии они были змучены и убиты. А теперь возвращаемся к словам Иоанна Предтечи: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Мучинической смерти можно было избежать и спокойно служить Христу живым. Но для этого нужно было никого не убивать, не грабить, не участвовать в оргиях. Именно это севастийские мученики и сделали, когда пришло время делать выбор. А это значит - быть воином и искать праведность это совершенно разные дороги, и до такого выбора лучше дело не доводить

Категории

Статьи