Что дало человечеству Воскресение Христа

Отношение к Воскресению Христа в народе разное. Кто-то равнодушен, кто-то радуется. Но мало кто понимает, чем так важно это событие.

Само Воскресение Иешуа несет людям очень глубокий смысл. Но сперва вернемся к началу времен. Что сказано о создании человека?


Есть два взаимодополняющие описания:

«И сказал Элохим: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26,27)

Мы тут имеем великий Совет Элохим, на котором решено сотворить человека подобного Элохим, который будет владычествовать над творением.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизней (корень חָי) и стал человек душею נֶ֤פֶשׁ живою (корень חָי)» (Быт.2:7)

Тут уже рассказывается как человек был сотворён. С одной стороны, Бог создал из первичной материи человека. А с другой вдунул ему дыхание жизней. Слово «жизнь» от корня חָי «хаи», в Септуагинте ζωή используется в Писании очень часто, имеет формы существительного и прилагательного и имеет смыслы типа «живой», «фонтанирующий жизнью», «активный», «жизненный путь».

Слово душа נֶ֤פֶשׁ «нефеш» дословно переводится как «жизнь». Но этот термин используется реже, только как существительное и имеет значение как нечто, что делает живым (животным или человеком).

Следует отметить что человек в чем-то подобен всему творению.

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт.1:20). «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1:24).

Так животных и рыб Бог создал через приказ земле и воде чтобы они породили соответственно, сухопутных и морских живых существ - дав им ту же נֶ֤פֶשׁ.

Однако создание человека происходит по-иному. Живых животных порождает земля, то человека создает сам Бог, при чем из тварной материи, и жизнь его נֶ֤פֶשׁ происходит в результате вдыхания от Бога. נֶ֤פֶשׁ , жизнь человека отличается от נֶ֤פֶשׁ жизни других существ.


В Писании есть еще один термин. Этот термин ר֫וּחַ «руах» обычно переводят как дух, дуновение, дыхание. Это может быть и Дух Бога «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух ר֫וּחַ Элохим носился над водою» (Быт.1:2), и злой дух רֽוּחַ־רָעָ֖ה, но это может быть и дуновение ветра, и дыхание живого существа.

Проблема в том, что понятие «руах» в Писании иногда используются как синоним «нефеш», и различать их нужно исходя из контекста. Септуагинта перевела «руах» как πνεῦμα а «нефеш» как ψυχή. Но эти термины имеют немного иное значение. Так и ψυχή и πνεῦμα происходит от разных форм слов «дышать», «дуть». Тогда как происхождение נֶ֤פֶשׁ «нефеш» к дыханию никакого отношения не имеет. Есть некоторые намеки на отношение «нефеш» к крови (в семитских языках жизнь часто связывают с кровью) но достоверной такой этимологии «нефеш», у нас нет.

Это привело к большой путанице и в грекоязычной и во многих других богословских традициях между понятиями дух и душа. Думается, что все-же лучше вернуться к дословному: душа, «нефеш» переводить как жизнь. А ר֫וּחַ «руах», πνεῦμα – уже по контексту как дуновение или дух.

Итак, Бог вдохнул в материального человека жизнь, при чем специфическую, от Себя, божественную.

Распространено толкование, что это вдыхание от Бога – это налаживание родственной связи Бога и человека. Именно благодаря этому вдыханию от Бога – человек и стал не просто очередной тварью, а богоподобным.


В результате греха, когда Сатан искусил людей возможностью быть «как Элохим», человек повредил своей богоподобности и эта дыхательная связь с Богом обрывается. Как последствие – человек стал смертным. Бог дал людям и знания, и Закон, и средства для борьбы со грехом, но это не могло кардинально изменить состояние человеков.

Бог, устами пророка горько говорит в псалме:

«Я сказал: вы – боги (элохим), и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс.81:1-7) То есть вы, люди – боги, как Элохим, и сыны Бога – но через грех вы умрете и падёте.

Только божественный Спаситель может кардинально изменить ситуацию.


И вот Христос Воскресает.

Что пишет нам Евангелие о первой встречи человека (Марии Магдалины) и воскресшего Христа:

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан.20:17)

В этих словах указывается на огромные события и изменения для человека. Во-первых, Бог-Человек Христос воскреснув сначала идет на контакт с людьми, а уж потом к Богу-Отцу. Во-вторых, Бог-Христос называет людей братьями. Кто такой брат? Это в первую очередь общий «по крови», по происхождению. Бог-Христос стал старшим Братом всем людям. Значит люди теперь действительно как Элохим, соучастники и причастники природы Божества – что до того было (а для иудеев и язычников до сих пор есть) просто невозможно и немыслимо. Теперь в Божественной Троице вместе с Сыном может стоять (если захочет, конечно) все человечество.


Бог вышел из Субботы-покоя и продолжил творение: обновление и перетворение человека. В результате Воплощения Бога и Воскресения человек стал безконечно выше и «круче» Адама до грехопадения. Своим Воскресением, Бог как-бы «перелепил» человека уже не просто из праха, а из чего-то божественного. Даже плоть человеческая изменилась – Христос проходит через стены, а многие его последователи становятся чудотворцами и преодолевают законы природы.


Но и это еще не все.

«В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20:19-23)

Дуть ἐμφυσάω – это тоже слово, которое в Септуагинте используется при описании творения человека, когда Элохим вдунул в человека נֶ֤פֶשׁ «нефеш» жизнь-душу. Претворение человека Христом через Воскресение завершается так же, как и завершилось творение Адама – вдуванием Богом в человека. Только на этот раз человек получил не просто вдувание от Бога жизни-души, но человек получил также и אֱלֹהִ֔ים ר֫וּחַ «руах Элохим», πνεῦμα Ἅγιον – Дух Святой самого Бога. Теперь человек уже не просто носитель жизни от Бога «нефеш», но и носитель самого Бога.


То есть результатом Воскресения, является вознесение человека (как всего человечества), до уровня участника Троицы-Элохим – Бога-Сына, и превращение человека в носителя другого участника Троицы-Элохим – Бога-Духа.

Это настолько колоссальное превращение, что представляется невероятным для всех других религий. И именно поэтому христиане так радуются и празднуют Воскресение Христа.

Но нужно помнить еще один момент. Бог – из своей безконечной любви, - вочеловечился, принес Себя в жертву и воскрес, чтобы вознести человечество до уровня Бога вполне. Однако теперь, и человек, как соучастник Элохим, должен также как Яхве, реализовать свою божественность, через свободную любовь к Богу и ближнему. Это и есть смысл и цель всей земной жизни христианина.

Категории

Статьи