Богословские причины упадка в христианстве

В продолжение статьи Можно ли доминирующие христианские конфессии называть христианскими?

10.07.2015

Часто возникает вопрос, почему люди, верящие в существование Бога, имеющие доступ к Писанию, не только грешат не меньше язычников и безбожников, но и даже создают по названию христианские, а по сути, антихристианские жреческие корпорации?

Поинтересуйтесь жизнью типичного православного или католического прихода или епархии.

Один из десяти - святой. Один из десяти маленький антихрист. Остальные восемь равнодушные теплохладные зомби. Если спросите попа или богослова об этой ситуации, он скажет, что мол церковь это лечебница для больных, а не для здоровых. Хорошо. Но проходят года, десятилетия и столетия. А ничего не меняется. Что же это за лечебница, которая никак не улучшает статистику оздоровления и профилактики? Кому нужна такая больничка, где нет прогресса в исцелении?

С другой стороны смущает статистика. Представьте себе, что в кульминационные дни Христа предал не один Иуда, а 10-11 апостолов, а верными остались 1-2? Современная статистика не коррелирует с евангельской. Да и после Воскрешения, когда образовывались первые общины, хоть и было немало проблем, но все же «КПД» был намного лучше позднейших времен.


И на это есть расхожий ответ. Во всем этом виноват Константин, и цезарепапизм, которые смешали кесарево и Божье. Другие добавят, что нарушен сам фундамент существования христианства, когда его подменили мистериальностью и языческо-иудаистическим корпоративным жречеством. Но и этот ответ неудовлетворителен, ибо он задевает лишь симптомы, но не причины болезни. Руководитель Церкви - Св. Дух дышит где хочет, и думаю, Ему не составило бы сложностей исправить ситуацию. Значит, есть такие проблемы, которые даже Бог не решает. (Всесильный Бог создал камень, который сам не может поднять - это свобода человека).


Новый завет дает нам подсказку. Вот знаменитое изречение ап. Павла:

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. … Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

(Рим.1:18-32)

То есть грязные страсти людей есть, по сути, попущение им от Бога за то, что неверно понимают Бога и Его природу. "Обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся". А еще точнее - Бога сводят к твари.

То есть если христиане толкут друг друга в зады, погрязают в роскоши, служат князям мира сего, и т.д. - это результат не мифической слабости человека пред искушениями (даже святой может согрешить, но он кается, а тут не каяться и не хотят каяться!), а есть результат Божьего наказания. Наказания за превратное понимание Бога, наказание за сведение Его к твари, наказание за отход от Евангельского богословия, то есть наказание за ересь. Если человек не только верит в Бога (а этого не достаточно, ведь и бесы верят), но и верно Его понимает, то человек верным способом ведет собственную жизнь, верным способом общается с Богом, а значит имеет от Бога крепкую защиту от греха, и даже если и согрешит - то искренне и безоборотно покается. Более того, верно понимая Бога - человек экстраполирует это понимание и на себя, а значит верно понимает себя. А верно поняв себя - верно понимает и весь окружающий мир.

И наоборот - превратно понимая Бога, человек уже не понимает себя и ближних, ошибочно представляет окружающий мир. И это состояние, к сожалению, доминирует среди считающих себя христианами. Они и Бога не зрят, и себя не понимают, и мир описывают насквозь лживыми концепциями и теориями.

Термин «наказание» тут скорее имеет оттенок демонстрации, сигнала опасности. Попуская попадание людей, неверно понимающих и проповедующих Бога, в море грязных страстей, Господь показывает, что люди живут извращенно потому, что у них извращенное понимание Бога – ведь человек это образ и подобие Бога. И как человек представляет Бога, так он и живет, такой он (человек) и есть. Представляя Бога тираном, человек сам становиться тираном, причем тираном и к ближним, и к природе, и к самому себе. Представляя Бога тварно, как тварного супермена, суперкомпьютер, который проникает везде, люди тем самым сами превращаются в животных и биороботов, над которыми властвуют лишь материальные инстинкты удовольствия, страха, доминирования, размножения. И как результат: вроде бы христиане, но живут не лучше язычников и безбожников. И любви, по которой люди христиан должны узнавать, тоже особо среди них не наблюдается.

Таким образом, проблема христианства это не нравственность, не демонология, не аскетика, не экклесиология. Всегда была, есть и будет ключевой проблемой христианства - богословие, теология.

И христианин закоренело грешит именно потому, что понимает Бога ошибочно, не по-евангельски. То есть, нет никакого смысла в аскетике, реформах, «очищении» церкви, если не будет возвращения к Евангелию и его пониманию Божества.

Однако евангельская теология стала уделом небольшого числа отщепенцев. Подавляющее большинство христиан уверенно в своем верном понимании Божества. Оно кичится и утопает в решениях соборов и творениях отцов, а зачастую вообще не интересуется этим вопросом.


Разберем собственно суть вопроса.

Апостол нам подсказывает, что извращение понятие Божества у людей происходит в виде его сведения к твари. Он приводил пример язычников его времени, которым Бог открылся в творении как Творец этого творения, но они этого Бога-Творца все равно свели к Его творению. Теперь, с высоты 2-х тысяч лет мы видим, что даже те, которым Бог открылся Лично во Христе и в Евангелии, так же как и древние язычники, сводят Бога к творению. Как это случилось?

Прочитав Евангелие, и размышляя о нетварном Божестве, человек вынужден применять свое тварное, и не просто тварное, но и большой частью, материальное мышление. Материальность процесса мышления проявляется в его оптическом характере. Как верно заметил Хайдеггер, согласно греческой, а за ней и почти всей философии, помыслить что-то человек может лишь зримо представив что-то. Человек, влекомый своим греховным естеством начинает зримо, материально представлять Бога, превращая живого Бога в идею, эйдос, идол (эйдос походит от «эйдолон» - идол). Человек понимает, что Бог всемогущ и абсолютен, поэтому он этот продукт своего ума – тварно-материальный образ-идею Бога, наделяет бесконечными возможностями, но возможностями тварными. Так получается, что Бога человек заменяет на идею Абсолюта. Но Абсолют не живой, любящий Бог, но это суперробот, киборг, суперкомпьютер с неограниченными возможностями, это строгий судья, могучий властитель, царь (как часто в богословиях жреческих корпораций Бог – это именно царь), тиран-самодержец. Вот только представить себе компьютер, царя или тирана, который из ничего нас создал, а потом послал себя за нас на крест быть распятым нами же, конечно же нельзя. Царь или судья, волшебная палочка или компьютер - это тварные машина, должность и функция. Машина не способна любить. Но этим особо не «заморачиваются». Ведь тварная модель Бога намного удобнее и проще для мышления.


Да это проблема - но проблема природная. Так у грешного человека склонен работать разум, и именно поэтому, именно таким образом построена все земная философия и все земное знание. Но всемилостивый Бог открыл нам истинно Себя в Евангелии, и Библии вообще, таким образом, что это позволяет, не смотря на косность нашего мышления, верно представлять и понимать Божество. Бог дал нам целый ряд «межевых знаков», которые, если их не игнорировать, не позволяют слабому разуму далеко уйти от истинного понимания Божества.

Что же нам говорит о Боге Писание, и в каких образах оно нам Его преподносит в первую очередь?

Бог – Личность.

Бог – живой.

Бог – три Личности.

Три Личности Бога общаются и взаимодействуют между собой.

Бог общается и взаимодействует с людьми.

Люди есть подобные Богу личности.

Люди, как и Бог, есть вечноживые личности.

Первая Личность – предана нам в образе Отца и Творца. Христос говорит называть людям Бога Отцом и только Его Отцом.

Вторая Личность – предана нам в образе Сына и Человека. Христос говорит, что Он есть Друг людям (Иоан.15:15).

Третья Личность – предана нам в образе Святого Духа. Христос говорит, что этот Дух Помощник и Утешитель, который всегда незримо будет среди христиан и внутри христиан и будет им подсказывать и вести их в нужном направлении.

Бог максимально участвует в жизни человека, лично все ведет и контролирует.

А еще Бог любит, творит, ждет, радуется и печалится.

А еще Бог свободный.

И человек свободный, любит, творит, радуется и печалится.


Как видим, Сам Бог в лице Христа предает нам Божество в образах максимально живых, интимных, максимально немеханистических, нематериалистических, максимально рельефных и глубоких.

Суперцаря несложно понимать, описать и разложить по полочкам. Суперкиборг оперирует килограммами и ньютонами. А как описать отца, друга, дух. В чем измеряется любовь и истина?

Однако, не смотря на очевидность этой проблемы, христианство, взяв за основу своего богословия языческую философию, обезличило Бога в идее и свело Его к творению. Именно поэтому в повседневной жизни христиане воспринимают Бога в таких упрощенных и шаблонных тварных образах тирана, деспота, судьи, палочки-выручалочки и т.д. Но в этих образах нет места любви. Царь не любит своих подданных, а судья своих подсудимых. Любит Отец и Друг. Восприятие Бога как обезличенного Абсолюта приводит нас к сужению понимания Божества к механистическим функциям суда, владычиствования, подсчета, награды и наказания.

Метко это описал Д.Руднев:

«Как же по-разному люди пытаются строить свои отношения с Единым Богом и распределять роли.

Кто-то серьезно испугался вечных мук и теперь пытается умилостивить страшного Бога молитвословиями и аскетикой. Кому-то нужен могущественный хозяин, который порвет врагов и к которому можно ощущать собачью преданность. Кто-то ощущает себя служителем божиим - членом особой касты, избранным. У кого-то чисто юридический поход: меня искупили, оправдали, внесли за меня залог. У кого-то терапевтические цели - исцеление души и тела. У кого-то влечения имеют эротическую окраску: всякие сомнительные мечтания святых католических монашек или "Иисусе сладчайший" - это у нас, на востоке. Широкие массы больше интересует прикладной аспект: магия и помощь святых в трудных ситуациях и житейских нуждах, облегчение непонятной участи почивших родственников. Или, например, йогинство под видом аскетики - "стяжание святого духа"- человек копит бонусы для загробного мира, делает верные вложения, имеет свою "духовную корысть".

А вот простые отношения по модели детско-родительских интересуют не так уж многих. Как отношения ребенка с отцом, подростка с отцом, взрослого сына (дочери) с Отцом, который тебя любит, которому можно довериться, с которым можно спокойно общаться, у которого можно многому научиться, которого ты сам есть часть, с которым ты одно»


Исходя из тварного представления Бога как идеи Абсолюта, разного рода антихристианские силы разработали множество антибожьих концепций Божества. Это пантеизм, где Бог – обезличенный Дух, разлитый во всем; деизм, где Бог – архитектор-конструктор, который создал мир с его законами, а сам стоит в сторонке и наблюдает, что люди с этим сделают. Это и разного рода гностические доктрины, где Бог всего лишь конкурирующее со злом начало.

Конечно, в Писании есть Образ Бога как Царя и Владыки. Но Бог-Владыка над вселенной, ангелами и демонами, небом и преисподней, небесными светилами и землей. Конечно, в Писании есть образ Бога как судьи. Он судит и ангелов и людей. Но те, кто искренне уверуют «на суд не приходят». Для нас же – Его людей, уверовавших в Него, - Он Отец, Друг, Помощник-утешитель.

Одно дело исполнять законы Царя и Судьи, использовать Бога в качестве волшебной палочки для выполнения желаний, а другое – жизнь пожеланиями Отца, просьбами Друга, доверием Духу-Помощнику. Царь, судья, волшебная палочка действуют по законам. У законов есть награда за исполнение и наказание за нарушение. Точно как и у рабов, у животных в цирке. И именно так Бог управляет животными или теми, кто Его не знает.

А другое – слушаться Отца, содействовать Другу или полностью довериться незримому Св. Духу. Тут уже не закон, а любовь. Тут страх наказания за неисполнение заменен беспокойством опечалить Отца или ранить Друга. Тут уже добро мы делаем не для того, чтобы получить от волшебной палочки всяких благ или очутиться в раю, а от избытка сердца, просто так. У животных или рабов такого нет. Это удел свободных, уверовавших людей.

Согласитесь – что между приказами Царя и просьбами Отца есть разница, и отношение человека приказам власти или просьбам близкой Личности любви – это принципиально разные уровни бытия.

И если говорить упрощенно к вопросу выполнения заповедей, то четко виден раздел. Коль христианство свело Бога к власти, то и исполнение людьми законов этой власти (пусть даже и власти Абсолютной) – соответствующее. Это исполнение кнута и пряника, а значит не искреннее, неэффективное. Понятно – что дети бывают разные, но когда детей просит их любящий Отец – отдача будет на порядок выше. И это лишь один из множества аспектов.


Однако, к большому сожалению, «урезанный» тварностью образ Бога повально доминирует в христианстве. Христиане по науськиванию Диавола и его слуг, как в свое время Адам и Ева, слепо пустились за своим слабым разумом, забыв о краеугольных камнях богопонимания.

Сколько раз можно услышать и в молитвах и в проповедях с амвонов о Царе, Судье, законе, справедливости, награде, наказании. Но часто ли с амвонов можно услышать, что Бог есть наш друг, и что мы есть Его друзья? Что исполнять заповеди и делать добро нужно не из страха перед адскими муками или за подарки, а просто так из любви и уважения к Отцу, Другу, братьям? Вот именно. Только возврат к Евангельской, а не философской, трактовке Божества, откроет нам путь к истинному осознанию себя и мира. А также укажет путь к истинной жизни. Так и страсти свои преодолеть будет не так уж и сложно.

Категории

Статьи