Итак, мы наконец приступаем к исследованию библейского смысла звёзд.
Для этого нам нужно решить две задачи: 1) Определить семантику звезд в Библии, то есть что они означивают, знаками чего они являются. 2) Определить о каких конкретно звездах, созвездиях, скоплениях, туманностях, кометах идёт речь в Библии.
Вторая задача очень сложна, и мы вернёмся к ней позже. Я пока не готов сформулировать свои версии. Однако первую задачу мы уже можем решить. Решив эту задачу, мы сможем наконец приступить к реконструкции библейской космологии неба четвертого дня творения.
Еще раз отметим общепринятое мнение, что звездами в Библии называются все видимые светящиеся, или отражающие свет объекты, точнее звезды — это все небесные тела кроме Солнца и Луны. Об этом мы можем говорить поскольку общепринято мнение, что Библия не упоминает других названий небесных объектов, кроме как звезд, солнца и луны. Это вообще типично для многих культур. Так кометы это зачастую хвостатые или косматые звезды, планеты – это блуждающие звезды. Метеоры, это падающие звезды. Мы выдвинули гипотезу, что столпы дыма у Иоиля – это кометы. Отдельный вопрос вызывают туманности.
Однако все эти случаи – это ничтожная часть от многомиллиардного моря светящихся точечек на небе – собственно звезд.
כֹּוכָב кохав, (греч. ἀστήρ) звезда происходит либо от семитского корня «оборачиваться», «круглый» либо от корня «блистать», «сверкать». Даже этимология нам намекает на некоторую связь со сверкающим солнцем, которое есть исключительно знаком Бога. Соответственно, и звезды — это меленькие солнышка, знаки маленьких богов. И действительно во всем мире распространено обожествление и поклонение звездам – астролатрия.
В этом вопросе Библия однозначна. Звезда — это исключительно знак личности и ничего иного. Бог сотворил два вида подобных Себе личностей – людей и ангелов. И поставил на небе четкие знаки этих личностей – звезды. В Библии нет упоминаний иного смысла звезд, как личностей. В некоторых же местах идет вполне прозрачный намек, что ничего другого звезда и не может обозначать: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр 1:19-20). Звезды, которые светят – это ангелы, а вот светильники, которые также светят – это церкви (смотри не перепутай!).
Бог знает всех своих детей – людей и ангелов по имени: «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс 146:4). Каждая личность уникальная, Бог каждую знает по имени, каждую помнит. Так и каждая звезда – это дискретный и уникальный источник света. Она светит отдельно и не сливается с другими. И тут важный вывод - каждая звезда кого-то означивает. Иногда разные звезды означивают кого-то одного. Но никогда не бывает, что какая-то звезда не означивает какую-то личность и светит просто так. Смотря на звездное небо, на мириады звезд, помним об этом.
Павел интересно замечает, что: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор 15:40-42). Во-первых, Павел тут замечает, о разной природе материи земной и материи неба со светилами. Но об этом в другой статье поговорим. Во-вторых, Павел использует термин слава. Слава — это термин личностный, в большинстве своем это термин, относящийся к Богу или его святым личностям – ангелам и людям, (иногда слава даже имя Бога). Этот термин тут очевидно использован также в смысле суть, природа. В-третьих, если следовать из контекста 1Кор 15, где Павел говорит о разных природах животных, людей в мире сем, людей в мире Новом, наконец природа Христа, то видно что тут речь идет о больших разницах между природами. Собственно сильно разная природа земных тел и небесных, разная природа солнца, луны и звезд. Наконец разная природа разных звезд. Мы знаем, что небесные светила это знаки, и в чем-то природа этих знаков должна указывать и демонстрировать природу того, что они означивают. В чем-то эти природы похожие, а в чем-то различные. И звезды, и луна, и солнце светят. Это у них общее. Но солнце светит очень ярко своим светом, и ничто с ним не сравниться. Это знак Бога. Звезды светят также своим светом, подобно Богу и тем нам указывается, что тут идет речь о богоподобных личностях – людях и ангелах, но эти личности намного меньше своего Отца и Творца. Соответственно и светят слабее. Луна (и планеты) вообще светят не своим светом, но отражают солнечный. Планеты, это как мы определили, знаки Сатана, а Луна – это знак нашего материального мира. Об этом подробнее мы также еще поговорим. Но Павел говорит, что разные звезды также между собой разнятся природой – это мы можем видеть по яркости звезд, по их цвету и расположению на небе. И соответственно разнятся те личности, которые они означивают.
Начнем с того, что даже у Богочеловека Христа есть знак – звезда. Как Бог – его знак Солнце, а как Богочеловек – его знак особая звезда. При Рождении Христа на небе появилась особая на Востоке – Вифлеемская звезда: «где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мат 2:2). При Распятии и Воскресении, как гласит наша гипотеза толкования Иоиля и Деяний, - на небе появилась возможно аномально яркая многохвостая комета или несколько ярких комет, указывающих на это переломное событие.
Однако мало кто знает, что на небе есть еще один специфический знак Христа. Планета Венера, как мы уже узнали – четкий знак Сатана. Однако изредка в Библии утреннюю звезду называют как знак Бога. В этом есть важный смысл. Когда в мир пришел грех, на небе взошла звезда Сатана – Венера. Это постоянное напоминание нам о зле, о его источнике и его притягательности (Венера очень красива, а Сатан – до грехопадения по преданию был ангелом красоты). Однако место утренней звезды — это место Христа, которую дьявол через соблазнение человека, временно захватил. Но наступит момент, когда Христос, придя в славе сотворит новое небо и новую землю, в которой вместо утренней звезды Люцифера будет утренняя звезда Христа: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22:16).
Звезды – это знаки ангелов. При чем это могут быть знаки ангелов верных Богу, так и ангелов согрешивших (помимо планет, которые почти всегда знаки дьявола): «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс 148:1-4). Ангелы бывают разные – ангелы Божии, и ангелы грешные. Отсюда Божии звезды - это «звезды света», очевидно Света Бога. Или же прямо говорится о звездах именно Божиих, как знаках верных ангелов: «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Ис 14:13).
Также прямо говорится о других звездах – знаках ангелов падших: «От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их» (Дан.8:9,10); «вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр.12:3,4).
Кроме планет как знаках дьявола и возможно других демонов, собственно и обычные звезды светящиеся могут быть знаками падших ангелов. У Авдеенка есть интересная гипотеза по толкованию: «Ты ли свел союз Плеяд, и ограждение Ориона ты ли отворил?» (Иов 38:31).
«Созвездия Плеяд (Кима כימה) и Ориона (Кесиль כסיל) — пример самого тесного союза и самого широкого охвата. Звезды Плеяд скучены, а звезды Ориона составляют четырехугольник над двумя полушариями. Звезды Плеяд образуют δεσμός («связь», «узы»), а звезды Ориона — φραγμός («ограждение», «ограду»). О каких небесных силах идет речь, о каких узах и каком ограждении? Звезды — образ ангелов (38:7); часть ангелов отпала, Господь их укрощает: «Он на звезды кладет печать» (9:7). «Союз» — в дальнейшем (41:7) словом «союз» (σύνδεσμος) будет обозначен союз сатанинских сил. В послании апостола Иуды (ст. 6) читаем, что Господь «ангелов, не соблюдших своего начальства, но оставивших свое жилище, соблюдает вечными узами (δεσμοΐς), под мраком, на суд великого дня». «Союз Плеяд» можно понимать как образ сплоченного и скованного узами союза ангелов, отпавших от Бога. С другой стороны, созвездие Орион раскинулось широко, как море (иносказание о силе дьявола), но Бог море «заградил (έφραξα) вратами, обложил затворами» (Иов 38:8, 10), так и звезды Ориона заключены в «ограду» (φραγμός).»
То есть на небе мы имеем знаки не только самих звезд как ангелов, но и распределение их на ангелов Божиих и ангелов падших. Звезды Плеяд – это падшие ангелы, а звезды большого созвездия Ориона - это ангелы Божии, которые охраняют и укрощают сферу бытия падших ангелов, их темницу.
Может быть, что и другие звездные скопления, туманности и созвездия на небе иметь определенные смыслы, но это отдельная тема. Вообще книга Иова дает нам больше других книг Библии знаний о небесных знаках. И это не удивительно. Книга Иова написана до получения человечеством Откровения в виде Торы. Соответственно в те времена люди многое о тайнах Божиих узнавали из толкования небесных знаков, чем в книге Иова активно и занимаются.
Помимо ангелов, звезды означивают людей.
Мы уже упоминали, что звезды в Библии — это знаки потомства Авраама, то есть Церкви Божией. «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис 24:17). Даниил говорит, что: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12:3). «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1). 12 звезд это 12 сыновей Якова, положивших основу Церкви в виде 12 колен Израиля.
И если о святых людях понятно, что их знаки на небе это звезды как и у ангелов, то вот с небесными знаками людей грешных и падших не совсем ясно. Об этом Библия прямо не говорит. То ли они такие же звезды, как и падшие ангелы, только размещены в определенные места, то ли их знаки — это темные астероиды и спутники планет, которые сами светить не могут, но лишь криво и слабо отражают свет Бога. Возможно и то и то. Так в знаменитой цитате Исайи 14:12-20 есть двойной смысл. Это речь о дьяволе, и также речь о царе Вавилона. Это косвенно намекает, что грешный, падший человек также может быть подобно падшим ангелам - и звездой, и планетой (или подобной планете небесным телом).
И опять же, если звезды - это знаки ангелов и людей, которые находятся в одной категории детей и творений Бога, то ни в коем случае звезды не могут быть предметом религиозного поклонения (не говоря уже о том, что сами по себе звезды это материальные светящиеся тела, и являются лишь знаками, «указывающими на», но ни в коем случае не символами). Также и гадание на звездах, астрология – это извращение Божьего замысла о Звездах и является результатом утраты человеком истинного понимания смысла неба четвертого дня творения.